Что вижу - о том пою (aragont) wrote,
Что вижу - о том пою
aragont

О душе

Написал пару абзацев в качестве комментария к чужой заметке, а потом пожадничал, и решил выделить текст в отдельный пост.

Как-то в голову пришла мысль, возможно объясняющая соотношение веры и церкви. Эта теория приснилась мне недавно, так что про её достоверность ничего сказать не могу.

Можно предположить, что любой человеческий коллектив стремится к самоорганизации в иерархическую структуру "начальник-подчиненный". Подобная структура прослеживается в очень разных масштабах - от туристической группы из трёх человек, до государства. Причём, похоже, что национальное государство - это естественный предел роста подобных структур. По крайней мере, все попытки создания надгосударственных центров власти пока оказались безуспешными, а все крупные империи уже развалились.

Теперь предположим, что существует ещё один вектор самоорганизации общества - назовём его духовным. Его действие менее заметно и выражается на уровне индивида скорее в эмоциях, а не в мыслях, но его достаточно для создания социальных структур. В отличие от структур властных, структуры духовные могут быть относительно аморфными (буддизм, протестантизм), хотя иерархическая пирамида иногда и выстраивается (православие, католицизм).

Можно предположить, что духовная организация является механизмом самозащиты человеческого сообщества от организации властной - направленной на агрессию, в том числе и внутреннюю. Если это так, то становится понятно, почему так часто связывают между собой религию и мораль, хотя эта связь далеко не однозначна.

Духовные структуры по определению вненациональны, так как национальность определяется вектором властной самоорганизации общества, слабо влияющим (но влияющим) на вектор духовной самоорганизации.

Духовные структуры, такие как церкви, партии и кружки по интересам неизбежны, как неизбежно слипание намагниченных шариков из популярной околонаучной игрушки. Небольшие флуктуации механизма объединения приводят к образованию сект, а относительно редкие случаи усиления этого механизма - мировые религии. Почему происходит усиление? Не знаю. Часто трудно предсказать поведение небольшой группы намагниченных шариков, а здесь действуют более сложные законы взаимодействия, применяемые к большим группам людей..

Отдельная личность может существовать вне духовных структур, так же как она может находиться вне иерархии власти. Люди вне иерархии власти - бомжи. Как выглядят люди вне духовной организации? - надо подумать. Это не атеисты, поскольку атеисты - это духовная группа единомышленников. Возможно мы воспринимаем людей вне духовной организации как мизантропов или маньяков.


Пара абзацев про конкретику.

Неприязнь к РПЦ у части населения России одновременно с ростом религиозности у другой части - это кажущееся противоречие, связанное с тем, что РПЦ, как организация, объединена вектором власти в жёсткую иерархию. Эта подмена духовной структуры на властную и вызывает отторжение ибо не вписывается в алгоритмы духовной самоорганизации, не позволяет влиться в структуру постороннему человеку. На местах же развивается сетевая структура, дающая своим участникам именно то, что они ожидали - своё место в духовной организации общества.

И ещё, об аргументе атеистов, утверждающих, что вера - это перекладывании моральной ответственности на Бога. Вполне возможно, что эта составляющая и является частью защитной функции духовных структур, но это не единственный вариант встраивания в них. Попробую провести аналогию между властной и духовной структурами общества (совсем не очевидно, что эта аналогия работает). Во властных структурах есть биологически предопределённые лидеры и ведомые. И тем и другим некомфортно выполнять чужую роль. Можно предположить, что аналогами лидеров в духовной структуре являются святые и проповедники, возлагающие на себя ответственность за соответствие мира божественному замыслу, а аналогами ведомых - те, кому проще списать все несоответствия на волю божью. Ещё раз повторю, это очень грубая аналогия в силу того, что духовная самоорганизация имеет существенно менее чёткую структуру по сравнению с организацией властной.

Из списка литературы пока только киберпанк: Нил Стивенсон. Лавина.
Tags: сны, умствую
Subscribe

  • Кошачий переполох

    Полчаса назад, когда я читал книгу на диване, в комнате раздался топот кошачьих лап. Кто-то прыгнул мне на живот, с дребезгом снёс с полки ближайшего…

  • Театр теней

    Точечные светодиодные лампы дают отличные тени. Уже наснимал полсотни кадров разной ерунды.

  • Как ловят тигров

    И всё таки, ничего лучшего для взвешивания котов чем авоська, человечество пока не изобрело.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments