Что вижу - о том пою (aragont) wrote,
Что вижу - о том пою
aragont

Дзеном по лбу

В юности и я и многие мои знакомые любили читать книги, посвящённые восточной философии, в частности, дзен-буддизму. Читали их как рассказы об экзотических странах и обычаях, не особенно задумываясь о сути описываемых воззрений. Отдельные фрагменты этих книг особенно щекотали воображение,например, - разгадывание коанов, медитация и просветление.

Теперь я почти не читаю подобные книги, зато у меня сложилось личное мнение о дзен-буддийской практике.

Представьте себе буддийского монаха, который долгие годы бродит в окрестностях монастыря, раздавая благословения и собирая в обмен милостыню. Вдруг ему приводят в ученики молодого крестьянского парня. Парень - здоровенный жлоб (по восточным меркам конечно). Низкорослый, но жилистый и со здоровенными кулаками, натруженными мотыгой. Парню хочется подраться, девку и стакан рисовой водки. Единственным законом для него был отец, который лупил его ручкой от жёрнова (тонфой по ихнему), но монах на отца совсем не похож.

Что делает хитрый монах, чтобы заработать авторитет? Он задаёт детине простенький вопрос "коан": "Как звучит хлопок одной рукой?".
"Не знаю" - отвечает ученик, и тут же получает кулаком в ухо.
Самое интересное, что сдать сдачи он не может - его поймали на незнании и наказали совершенно справедливо. Ученик утирается и идёт заниматься своим бытом.

На следующее утро учитель подкарауливает его и снова задаёт вопрос: "Ну и? Как у нас с хлопком одной рукой?"
Ученик пытается отмазаться, мол: "Ещё вчера всё выяснили..." - и снова получает в ухо.

Удары в ухо стимулируют мозговую деятельность и, в очередной раз, ученик приходит к довольно разумному выводу:
- Хлопок одной ладонью бесшумен, Учитель.
- Не ври. Без шума - это не хлопок. - и снова в ухо.

Особо умные, которые пытаются заявить, что вопрос не имеет ответа, получают вначале по левому уху, а потом по правому. По левому потому что ответ неправильный, а по правому - чтобы не умничали.

Постепенно у ученика формируется тяжкий комплекс: решение никак не находится (это правильно, все коаны не имеют решения), а уши болят всё сильнее. Когда душевный конфликт достигает определённого порога, происходит просветление.

Если верить американским пересказам буддийских баек, то существует два основных сценария разрешения конфликта:
1. Ученик уходит от побоев в о внутренний мир и начинает бормотать бредни про то, что хлопок одной ладонью подобен отражению кваканья лягушки в осеннем пруду. Такой ученик не представляет опасности для учителя и объявляется просветлённым.
2. Ученик сверкает грозным взглядом и в ответ на вопрос бьёт учителя по шее. "Хо" - говорит опытный учитель - "теперь ты готов учить других", подразумевая под этим: "Выучил на свою голову... Не драться же теперь с тобой, здоровяком".

Собственно про коаны всё, но возникают интересные аналогии:
За что сгнобили обэриутов? По какому признаку композиторов зачисляли в формалисты? Зачем осудили пусек?

Не зачем, а для чего. Чтобы нам было о чём поразмышлять на досуге.
Tags: брюзжу, сны
Subscribe

  • Книга о нездоровой пище

    Если вы думаете, что химию в газированные напитки начали добавлять в середине XX века; если не знаете, почему масло называется сладко-сливочное, и…

  • Ссылка

    Вам говорят, что ваш пароль должен содержать не менее восьми символов. Врут! Ваш пароль никому ничего не должен! Из Ярослава Свиридова -…

  • Баба Яга в Е-бурге

    Когда-то (в конце 1990-х начале 2000-х) Баба Яга рекламировала мебель. Если ничего не путаю, то на рекламных щитах и на телеканалах Баба Яга с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments