Что вижу - о том пою (aragont) wrote,
Что вижу - о том пою
aragont

Categories:

Платное обучение в СССР

Наберите в Googl'е или Yandex'е название этой записи и вас отправят на http://www.reitor.ru/ru/news/index.php?id19=20 . Я проверил десяток страниц с тем же текстом - они опубликованы позже. Похоже, что нас отправляют на интернет-первоисточник.

В этой статье есть три сомнительных места:
- очень странная ссылка на оригинальный источник информации "«№27 от 26 октября 1940 года Постановление №638. (стр. 236-2374 237-238). стр. 236-237";
- указание стоимости оплаты в ценах 1940го года в сочетании со статистикой зарплаты в ценах 1947го года (после деноминации 10:1). Очень похоже на подмену;
- ну и вывод: "В результате проведенных «реформ» за годы войны количество выпускников средних школ (8-10 классы), средних специальных учебных заведений и вузов сократилось вдвое.".

Вывод особенно подозрителен, поскольку в нем не указан источник данных о сокращении выпускников. Даже если исходные данные верны, то причина может быть совсем другой - дети бросали школу не потому, что нечем было платить за обучение, а потому, что надо было зарабатывать, чтобы не умереть с голоду. Причина, конечно та же - нехватка денег, но мотивация совсем другая - даже если образование было бы бесплатным, без еды не прожить.

Если статья мне не понравилась, это ещё не означает, что в ней написана неправда.

Кстати, об оплате обучения в СССР я узнал от своей знакомой, которая сейчас пишет статью о родной школе в Первоуральске. Она пересказывала это, как удивительный факт, который она услышала от сотрудников школы.

Я позвонил своим родителям и тестю с тёщей и спросил: "Была ли плата?". Вот ответы:
Отец (Свердловск. Школа №9. Закончил в 1954. Родители - отец научный сотрудник, мать учительница): "Не помню точно, кажется было, но сумма была очень незначительная".
Мама (Свердловск. Школа №36. Закончила в 1954. Родители - отец профессор, мать домхозяйка): "Ничего такого не помню".
Тесть (Свердловск. Школа №9. Закончил в 1957. Родители - отец архитектор, мать преподаватель ВУЗа): "Мы не платили, но, кажется ребята которые учились парой лет старше платили".
Тёща (Норильск. Школа №1. Закончила в 1956. Сирота, на иждивении брата): "У нас такого не было".

Обновления:
Отец позвонил своему знакомому (Свердловск). Тот точно помнит, что в 1953 году платил за школу, но не много.
Отец поступил в Свердловский Горный институт в 1954ом - оплаты не было.

Небольшая просьба всем, кто случайно или намеренно попал на эту запись и имеет возможность спросить у своих родителей, дедушек, бабушек про плату в советских школах - оставьте пожалуйста информацию в комментариях.


Я устал искать правду в Интернете, сегодня я перебрал не более 100 ссылок и спёкся, так ничего и не поняв . Делюсь тем, что нашел.
Повторяю самую цитируемую сссылку http://www.reitor.ru/ru/news/index.php?id19=20. Далее по тексту "Главная ссылка".
Форум, в котором дается ссылка на "Консультант-плюс" (бесплатно по выходным). Сегодня вторник, "Консультант" не смотрел http://www.kprf.org/showthread-t_6614-page_3.html
Газета "Поиск". Чистейшей воды плагиат. Опубликовано через два месяца после Главной ссылки. http://www.poisknews.ru/2006/06/02/sovetskoe_platnoe.html
Ва-банк. Бесплатная газета, что с нее возьмешь. Интересны два момента: подзаголовок "Дословная цитата" перед текстом с Главной ссылки и комментарии читателей. Даже не знаю, как оценить достоверность этих комментариев. http://www.vabank.by/index.php?id=5838
Свежее обсуждение в ЖЖ с несколькими интересными ссылками http://kommari.livejournal.com/826840.html?thread=21647064

Совсем чуть-чуть "тяжелой артиллерии". Можно доверять процентов на 70.

Журнал «Власть» № 50 (653) от 19.12.2005 http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=636579&print=true Хочу обратить внимание - опубликовано до Главной ссылки.

Интереснейшея подборка официальных документов посвященных образованию http://www.intellect-invest.org.ua/rus/social_history_pedagogical_official_documents/
Нас особенно интересуют
Постановление СНК СССР «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендии». – 2 октября 1940 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – С. 176-177.
и
Постановление СМ СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР». – 6 июня 1956 г.
Первый документ очень похож на честный скан книги. Кстати дата расходится с Главной ссылкой. Второй документ просто распечатан в PDF из программы типа Word'а. Причем заголовок явно расходится с содержанием.
Tags: прочее
Subscribe

  • Can't bye me love

    Поискал в интернете русский текст на музыку Can't bye me love, который у нас в Свердловске пели в середине 1970-х, и выяснил, что почти все…

  • Тайные архивы КСП

    Когда говорят о политической оппозиции перед распадом СССР, то вспоминают диссидентов разного толка (я не был с ними знаком) и рокеров, которых в…

  • Пара песен из фильмов

    В начале 1980-х в нашей компании было несколько актеров-музыкантов, которые всегда были готовы исполнить песню под гитару. Одна из таких песен носила…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments