Что вижу - о том пою (aragont) wrote,
Что вижу - о том пою
aragont

Category:

Проект Свердловского вокзала 1935

Не удержался и перевёл статью в текст.

В бой за технику - 1935, №2

СВЕРДЛОВСКИЙ ВОКЗАЛ
Архитектор А. В. КУЛАГИН

На транспорте вместе с строительством новых линий и реконструкцией старых узлов растет и строительство гражданских сооружений (вокзалы, депо, ремонтные мастерские, ж.-д. поселки и пр.).
Строительство новых вокзалов по втором пятилетии занимает большое место (Ново-Сибирский, Челябинский, Магнитогорский. Горьковский, вокзалы Москва — Донбасс и ряд других).
Одним из самых крупных вокзалов Союза будет новый Свердловский вокзал. Проектная контора на транспорте ("Моспроекттранс") закончила эскизный проект Свердловского вокзала (авторы — архитекторы А.Я. Баранский и А.В. Кулагин).

Здания больших вокзалов представляют собою довольно сложный организм самых разнообразных и различных по функциям помещений: пассажирская группа, зал ожидания, вестибюль, комната матери и ребенка, агитпункт и медпункт, ресторанная группа, багаж, комнаты правительства и др., служебная группа с помещениями, обслуживающими пассажира и станцию.
Весь этот специфический комплекс помещений требует четкого, простого и планового разрешения. Психология пассажира, который имеет в своём распоряжении по оформлению поездки буквально минуты, предъявляет к проектировщику требования как можно короче и ясней разрешить путь пассажира от момента входа в вокзал до выхода на перрон.
Эти условия и были приняты при проектировании Свердловского вокзала.
Станция Свердловск-пассажирская по типу является станцией проходной, расположенный в центре района бурно развивающейся промышленности Урала.
Находясь на основной Сибирской магистрали, эта станция является большим узловым пунктом, обслуживающим семь направлений в сторону Тюмени, Челябинска, Вятки, Тавды, Тагила, Агрыза и Синарской.
Рост строительства гигантских комбинатов промышленности (Уралмаш, Синарстрой, Алюминьстрой и др.) в районе гор. Свердловска, вместе с ними и рост рабочих поселков и городов вокруг них, значение самого г. Свердловска, как областного и промышленного центра с проходящей через него Сибирской магистралью, создают самые разнообразные, многочисленные пассажиропотоки.

Население гор. Свердловска к концу 40-х годов (по данным свердловского облплана от 11 марта 1934 г.) вырастет до 1.000.000 — 1.200.000 чел.
Суточная пропускная мощность Свердловского вокзала по отправлению дальних пассажиров составит 16.500 чел., пригородных 27.000 чел., транзитных 20.000 чел. и пересаживающихся 4.000 человек.

В целом это составит 67.500 чел.; такое же количество будет и прибывающих пассажиров.
Эти цифры ярко иллюстрируют размеры Свердловского вокзала.
Связь вокзала с перроном может быть осуществлена тоннельными и переходными мостиками над путями. Привокзальная площадь гор. Свердловска ниже путей в среднем на 4 с лишним метра. Поэтому в проекте Свердловского вокзала как наиболее рациональное решение взят тоннельный прием.
Характеристика грунтов на месте постройки вокзала по данным бурения треста Уралгеологоразведки следующая: грунт скалистый, к востоку же сплошной массив, порфира. Неглубоко (1—1,5 м) от поверхности земли стоят сильно загрязненные грунтовые воды.
Наличие грунтовых вод и скалистых, грунтов привело к: тому; что мы наметили минимальное количестве подземных помещений. Вследствие этого пришлось поднять здание, превратив подвал в цокольный этаж.
Программой предусматривалось четко и компактно разрешить план, а внешнее оформление выразить в простых монументальных формах, отвечающих суровой природе Урала.

Кроме того г.Свердловск является центром месторождения самых разнообразных цветных уральских камней, поэтому архитектор должен в вокзале выявить богатство этой области, так как этим создается первое впечатление о Свердловске. План решен симметрично с сильно выдвинутыми в сторону площади пассажирскими залами. К путям примыкает служебный корпус В центре запроектирован вестибюль с кассами, стойкой приёма багажа, справочными бюро, телефонами, киосками и рядом служебных помещений. Из вестибюля центральный проход ведет на перрон, а вокруг него расположены залы ожидания, помещения, обслуживающие пассажиров (комнаты матери и ребёнка, читальня, почтово-телеграф. отделение, санитарная группа и друг.). Ресторан размещен в центре обеих зал во втором этаже.
Если посмотрим схему пассажиропотоков, то увидим, что движение здесь сосредоточено исключительно в одном направлении. Помещения как бы нанизаны в последовательном технологическом порядке, по их назначению: вестибюль, затем залы ожидания и выход через предпосадочный зал и тоннель на перрон. Эта схема не создает путаницы и неясности. Пассажир как бы механически оформляет поездку и постепенно приближается к выходу на перрон.
Вестибюль пригородных пассажиров запроектирован в правом, крыле здания. Этот пассажир не имеет тех сложных операций на вокзале, как дальний, поэтому здесь все рассчитано на прямопоточность движения. Направо при входе расположены кассы и выход через тоннель на перрон.
Чтоб избежать толчеи при выходе из вокзала на перрон, под путями запроектированы предпосадочные залы. Здесь пассажир с билетом ожидает поезда непосредственно у своей платформы отправления. Это частично разгрузит основные залы и успокаивающе подействует на психику пассажира.
В левом крыле здания устраивается вестибюль прибытия дальних и пригородных пассажиров. Из тоннеля прибытия пассажиры-проходят в вестибюль, получают направо у стойки багаж и выходят на улицу. Налево от вестибюля оборудуется камера хранения ручного багажа. Транзитные, пересаживающиеся пассажиры идут в зал ожидания или же поднимаются из вестибюля прибытия лифтом на четвертый этаж в комнаты отдыха для пересаживающихся пассажиров. На третьем этаже размещен агитпункт. Агитпункт и комнаты отдыха удобно связаны с залами отправления и рестораном.
Во втором этаже служебного корпуса размещена кухонная группа и в правом крыле, совершенно изолированно от прочих помещений вокзала, с отдельным входом запроектированы парадные комнаты для правительства.
Все остальные комнаты служебного корпуса по всем этажам заняты служебными помещениями станции и вокзала.
В цокольном этаже по периметру размещена часть кухонной группы с кладовыми, а в центре магазины ширпотреба и продуктов, склады хранения прибывшего и отправляемого багажа. Здесь, же устраивается ряд служебных помещений (стоянка электрокар, котельная и друг.).
Пассажирский багаж, сданный в вестибюле отправления, лифтами или транспортерами подается в цокольный этаж в помещение хранения пассажирского багажа. Отсюда электрокарами он транспортируется к соответствующим поездам восточного и западного направлений. Кольцевой багажный тоннель соединяет помещение хранения багажа со всеми платформами, пакгаузом и сортировочным почтамтом, запроектированными по другую сторону путей.
Прибывший багаж с платформ электрокарами доставляется в помещение хранения багажа (оно расположено в цокольном этаже). Отсюда лифтами багаж подается в вестибюль прибытия и у стойки багажного отделения выдается пассажирам.
Подъем и опускание багажа из тоннеля на платформы и обратно происходит при помощи лифтов. Электрокары с прицепами въезжают прямо е лифт и затем поднимаются на платформу. Таким же путем электрокары попадают с платформы в тоннель.

Чтоб создать на привокзальной площади архитектурный ансамбль исключительно монументальных сооружений, мелкие здания станции (пакгауз и сортировочный почтамт) перенесены по другую сторону путей. Это освободит привокзальную площадь от грузового движения, предоставив ее исключительно для .пассажиропотоков.
Пакгауз и почтамт запроектирована под одной кровлей с независимыми друг от друга функциями. Они имеют багажный двор, тупиковую ветку платформой. Это дает возможности производить погрузку нулевого багажа (иногда целого состава) и почтового груза независимо от работы всей станции. Связь сортировочного почтамта с зданием вокзала, где имеется филиал почтамта, происходит при помощи кольцевого тоннеля. Связь же почтамта и пакгауза с городом осуществляется посредством виадука.
Площадь застройки здания вокзала по проекту равна 16120 м2, а кубатура 227598 м3.
Пассажирские залы и вестибюль отправления дальних пассажиров сильно выдвинуты вперед и завершаются громадной открытой аркой с разрывающейся большой коллонадой.
Архитектурное величие этого здания подчеркивается простыми, спокойными формами и удачно найденным пропорциями.
В оформлении фасадов отсутствуют крикливость и загромождение ненужными деталями. Это несомненно отражает назначение здания. Перед входом запроектированы две скульптурные группы. Здание снаружи сплошь оформляется серым уральским, гранитом. Цокольный этаж облицовывается черным гранитом.
Внутри здания по специальным рисункам будет произведена отделка стен цветными уральскими камнями (разных цветов мрамор, яшма, родонит, малахит и друг.).
В настоящее время проект Свердловского вокзала находится на утверждении в НКПС. Строительство его предположено в 1936 году.
Подготовительные работы начнутся в текущем году. Стоимость вокзала определяется в 17—20 миллионов рублей.


vokzal

vokzal2

vokzal3

vokzal4
Tags: Екатеринбург, книги
Subscribe

  • От сумы и до тюрьмы

    Личный опыт показывает, что в каждом городе, в котором есть психиатрическая больница, для нее придумано народное название, которое потом попадает в…

  • О похоронном деле

    Так получилось, что последние две недели я несколько раз заглядывал на Ивановское кладбище. Среди могил время от времени появляются объекты,…

  • Как снимать историю

    Когда у меня появился первый цифровой фотоаппарат, я тут же начал фотографировать родной город, чтобы сохранить память об изменениях в нём хотя бы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments