Что вижу - о том пою (aragont) wrote,
Что вижу - о том пою
aragont

Дырочка

Когда меня посадили у окна, я заметил, что в окне была маленькая дырочка из которой непрерывно тянуло холодным воздухом. Я позвал бортпроводника и спросил, нормально ли это. Он ответил, что всё в порядке - до Москвы дотянем.
Подскажите, дырка в иллюминаторе это действительно нормально, или я летел на неисправном самолёте?
(из какого-то туристического форума в Интернете)

Дырочку в иллюминаторе видели почти все, многие её сфотографировали, а некоторые задали в интернете вопрос - для чего? (Все варианты ищите в гугле по запросу "дырка в иллюминаторе").

dy1

Из готовых ответов я узнал, что дырочка нужна для выравнивания давления при взлёте (правда), что она нужна для удаления влаги со стекла (неправда, но близко), что она сделана во внешнем стекле стеклопакета (по крайней мере для Боингов и Аэробусов - явная ложь).

На самом деле всё устроено так:

Иллюминатор состоит из трёх слоёв
dy2
Наружное стекло (1) выдерживает перепады давления и не даёт воздуху выходить из самолёта в стратосферу.
Внутреннее стекло (2) (точнее промежуток воздуха перед ним) служит для теплозащиты. Если бы в иллюминаторе было бы одно стекло, то оно промерзало бы в полёте и покрывалось бы изнутри инеем, как окна в мороз. За бортом самолёта -70С, а это покруче самых лихих уральских зим.
Третье стекло (3) - это даже не стекло, а тонкий декоративный пластик для механической защиты первых двух. Напьётся какой-нибудь пассажир, шарахнет бутылкой в окно, а там гибкий предохранительный слой.

Теперь про дырочку. Первые два стекла создают теплоизоляционный стеклопакет, но в самолёте есть проблема перепада давлений, причём не только между салоном и атмосферой. Чтобы снизить нагрузку на корпус во время полёта давление в салоне снижают, а это неминуемо должно привести к перепаду давления между полостью стеклопакета и салоном. Чтобы не заморачиваться с силовой конструкцией, в стеклопакете сделали маленькую дырочку для выравнивания давления с салоном. Тепло сквозь неё почти не проходит, а воздух запросто.

d1

В полёте это выглядит так:

При взлёте в салоне понижают давление. У нас закладывает уши, а лишний воздух из окна стравливается через дырочку.
d2

В полёте воздух у первого стекла начинает охлаждаться и сжиматься. При этом тёплый влажный воздух из салона медленно поступает на наружное стекло и создаёт красивый кружок изморози, который виден на самом первом снимке.
d3

При посадке давление в салоне повышают до нормального. У нас снова болят уши, а тёплый воздух из салона попадает на всё ещё промёрзшее наружное стекло и изрядно его запотевает.
d4

dy3

На земле наружное стекло согревается, оттаивает и в следующем полёте цикл повторяется.

Теоретически это должно приводить к накоплению воды между стёклами, но конструкторы это скорее всего предусмотрели и заложили где-нибудь пакетик с силикогелем.
Tags: физика
Subscribe

  • Артур и Лир

    Среди книг, которые потихоньку раздают из бывшей профсоюзной библиотеки, попалась "История бриттов" Гальфрида Монмутского. В отличие от многих других…

  • Can't bye me love

    Поискал в интернете русский текст на музыку Can't bye me love, который у нас в Свердловске пели в середине 1970-х, и выяснил, что почти все…

  • Коллекционер открыток

    Наткнулся на потрясающий блог - strravaganza. Автор - фотограф и коллекционер старых фотокарточек. Как я понял из комментариев, хранит…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments