Что вижу - о том пою (aragont) wrote,
Что вижу - о том пою
aragont

Categories:

Меццо-тинто

Меццо-тинто - вид гравюры на металле (гравюры глубокой печати)
(Википедия)

В 1930-х годах книжные иллюстрации фотографического качества делались на вкладках, отпечатанных по технологии меццо-тинто. По той же технологии печатались и фотографические открытки.

Судя по всему, "меццо-тинто" в этом контексте был технологическим жаргоном, поскольку нынешние знатоки полиграфии про эту методику ничего не знают, и в мои рассказы, о том, что она существовала, - не верят.

В 1929 году журнал "Советское фото" опубликовал статью о технологии "меццо-тинто". Старое описание полностью совпадает с тем, что сейчас в полиграфии называют "глубокой печатью". Технология осталась, а название ушло.

Ссылка на название технологии из книги "Первое всесоюзное совещание рабочих и работниц - стахановцев" Партиздат 1935 год.
mezzo1

Пример вкладки. Изображение очень гладкое, без видимого растра. В современной статье это объясняется тем, что толстый слой краски при печати слегка растекается, заполняя белые полоски между травлеными ячейками. Заглаженные лица, это уже не особенности меццо-тинто - это жесткая ретушь.
mezzo2

Статья из "Советского фото" №1 1929 год. стр. 17.

ЧТО ТАКОЕ МЕЦЦО-ТИНТО

Введя для иллюстраций меццо-тинто („глубокую печать"), как наилучший фото-механический способ передачи иллюстраций, редакция считает необходимым кратко ознакомить читателей с сущностью этого способа, а также и с теми требованиями, какие пред‘являются при этом к фото-оригиналу.

ПРИНЦИП глубокой печати, в виде гравюры на металле, открыт в 1452 году итальянцем Томазо Финигвера; затем через несколько лет художник Дюрер, работая над чистой гравюрой, открывает способ офорта с травлением крепкой водкой. 1850 год сделал переворот в области глубокой печати, благодаря работам Мунга Понтона с солями хромовой кислоты, которые, как оказалось, делают желатин, после дей­ствия на него света, нерастворимым; 1853 — Талбот, благодаря открытию Мунга Понтона, изобретает фотомеханический способ под названием гелиогравюра.

Гелиогравюра, или фото-гравюра, представляет собою полумеханческий способ в процессе самого печатания, которое производится на металлограф­ском ручном станке и только примерно с 1909-10 г. начинает применяться механический способ печати на специально сконструированных машинах по типу текстильных печатных машин, где излишняя краска счищается специальным стальным ножом, называ­ющимся „ракель".

Способ подготовки печатной формы для гелиогравюры проходит следующие этапы: с оригинала делается обыкновенный негатив, ретушируется, затем с негатива делается на пластинке или пленке диапозитив, опять ретушируется и поступает в копи­ровку на пигментную бумагу, предварительно очувствленную двухромокислым калием. Полученная копия размачивается в холодной воде и прижимается к зеркальной поверхности медной пластинки, заранее припудренной асфальтовым порошком, подогретым на огне, благодаря чему асфальт образует корешок. Затем, находящиеся в контакте медная пластинка и пигментная бумага опускаются в горячую воду (до 30—40°), где и происходит проявление пигментной бумаги, при этом — проявленная копия остается уже на медной пластинке; последующей промывкой спиртом, копия очищается от случайных жирных пятен, пои этом разбухший в горячей воде желатин осаживается. По высыхании, на копии закрашиваются места, не подлежащие травлению асфальтовым масляным лаком, и затем она травится в полуторахлористом железе.

Травление происходит быстрее всего там, где на диапозитиве самые темные места, то есть происходит именно то, что открыл Мунго Понтон, — способность хромированного желатина более или менее дубиться от действия на него света — получается разная плотность желатины, соответственно градации полутонов диапозитива, причем, благодаря асфальтовому корешку, на медной пластинке травление идет точками.

Асфальтовый корешок делается мельче или крупнее, в зависимости от оригинала и желания мастера. Вытравленная пластина, отмытая скипидаром и уксусной кислотой, готова к печати. Печать производилась на ручных металлографических станках. Краска наносится на подогретую медную пластину специальным тампоном; излишки стираются марлей и ладонью правой руки; печатают на отволоженной специальной бумаге. В зависимости от величины печатной пластины, мастер делал за рабочий день от 100 до 200 оттисков.

Что же произошло с гелиогравюрой, что она стала массовой печатью,— даже газетной, не говоря уже о журналах? Подготовительный процесс остался почти тот же: в основе лежит все тот же хромиро­ванный пигмент, но асфальтовый корешок заменен специальной сеткой (растр), имеющей от 60 до 120 линий в одном квадратном сантиметре <эквивалент 150-300 dpi в современной компьютерной терминологии>; изменилась также сама форма медной пластины — из плоской в цилиндрическую. В настоящее время сетка, до или после копировки рисунка на точки, переносится на зеркальную поверхность цилиндра.

Назначение сетки двоякое: чтобы при травлении — на цилиндре образовались углубленные ячейки, несущие в себе краску, и чтобы стальной нож (ракель) легко скользил по печатному цилиндру, счищая излишки краски.

В области самой печати произошел колоссальный сдвиг в сторону механизации процесса. Примерно двадцать лет тому назад началась постройка специальных машин для глубокой печати по принципу текстильных машин, пропускная способность которых начинается от 2500 оттисков в 1 час и выше. Таким образом глубокая печать, обладающая удивительной силой и глубиной рисунка, богатейшей градацией полутонов и непревзойденной еще сочностью,— заняла прочное место среди других видов печати; так как одна печатная форма, при бережном обращении с нею, может дать до 20.000 и более тысяч оттисков, то ясно, что за глубокой печатью несомненно — колоссальное будущее.

Краска при современном способе глубокой печати употребляется жидкая, жирная или водяная, которая или непосредственно черпается печатной формой из корыта, находящегося под ней, или наносится из корыта на форму передаточным массовым валиком, а ракель счищает излишки краски, находящейся на выпуклой зеркальной поверхности печатной формы.

Сильные, мягкие, богатые деталями и полутонами оригиналы дают лучшие результаты при меццо-тинто. Выполнение оригиналов желательно на глянцевой бумаге, так как последняя наилучшим образом удовлетворяет вышеуказанным требованиям. Оригиналы должны быть не меньше размера, предназначаемого к печати, а лучше — больше его, так как при увеличении (при перес'емке) увеличивается и фактура бумаги, на которой сделан отпечаток. Соблюдение этих требований важно по целому ряду причин: хороший оригинал облегчает дальнейшую работу с ними фотографа, а также сокращает работу ретушера. Ретушеров хороших, могущих грамотно исправлять недостатки оригинала — недоработку об'ектива, очень мало, поэтому не обходится иногда дело без отступлений от его, а иногда — и от искажений, что, конечно, весьма нежелательно. Надо избегать окраски отпечатков, а также — механических повреждений. Окрашенные отпечатки требуют иногда применения светофильтров, а то и цветочувствительных пластинок: и то, и другое осложняет и удорожает работу, механические же повреждения усложняют работу ретушера, а иногда — бывают и неисправимы.

В. САМОХИН.
Tags: книги, фото
Subscribe

  • Коллекционер открыток

    Наткнулся на потрясающий блог - strravaganza. Автор - фотограф и коллекционер старых фотокарточек. Как я понял из комментариев, хранит…

  • Всеобъемлющая библиотека

    После того, как я написал заметку про число Пи и часы, мы с коллегами немного поспорили о том, действительно ли число Пи содержит в себе все…

  • Главный конструктор

    Обычно, про молодость советских главных конструкторов читаешь в их биографиях или автобиографиях, выпущенных после того, как секретность с их жизни…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments