Что вижу - о том пою (aragont) wrote,
Что вижу - о том пою
aragont

Фотография с подписью

Сначала длинный двойной эпиграф.

В. И. Ленин оставил нам только одно указание в области фотографии: „Пока­зывать не только кино, но и интересные для пропаганды фотографии с соответствующими надписями" (из записи слов В. И, Ленина под его диктовку Н. П. Горбуновым 17 января 1922 г., пересланных в виде письма для руководства Замнаркомпросу т. Литкенсу 27 января 1922 г.).
Это замечание Ленина сохраняет глубокое и актуальное значение до сих пор. Острый глаз Ильича сумел приметить фотографию и оценить ее роль и место в эпоху Октябрьской революции и в длительный период социалистического переустройства первой страны, где пролетариат взял власть в свои руки. За скупостью сказанных слов скрывается обычное для ленинских указаний богатство содержания.
На ряду с другой фразой В. И. Ленина, относящейся к кино („Из всех искусств — самое важное кино"), слова, сказанные им о фотографии, имеют важное значение для общественного сектора фотографии, для массового фото-движения, для общественников фото-репортеров.
...
Ленин делает важное примечание: „с соответствующими надписями". Другими словами: грош цена фотографии в смысле ее правильного и целесообразного использования, если она не датирована, если на ней нет точной надписи — где и что именно снято на фотографии.
Фотография без скупой, но точной, хорошо продуманной (документальной же) надписи — остается лишь развлекательным, никчемным рисунком. Приходится особенно говорить об этом сейчас, когда реакционные течения, идущие от эстетной фотографии, проникают и в общественный сектор фотографии в виде обобщающей, ничего не говорящей эстетной, а не социально-утилитарной и конкретной надписи (например, подпись — „портрет", вместо — „портрет старика-узбека", „крестьянина-бедняка", снятого там-то; или — „на пляже", вместо четкой надписи о рабочих или работницах, отдыхающих на таком-то курорте, на пляже, в таком-то году и т. д.).

(Редакционная статья в журнале Советское фото № 2/35 15 января 1929)

Редкий набор неумелости проплывал перед моими глазами: то клиент без головы, зато в рыцарских доспехах, то одна рука со стаканом, то куст с одной размазанной ветвью, словно хотели снять птичку, а она улетела.
- Вы очень наблюдательны,- сказал он, продолжая поиски,- почему я, собственно, и подсел к вам... Редко кто сразу находил на этой фотографии птичку. Для этого надо родиться поэтом! А такое три-четыре раза за век...
(Андрей Битов. Вид неба Трои)

А ТЕПЕРЬ ФОТОГРАФИЯ
На фотографии изображён студент УрГУ, давным-давно запнувшийся с пластиковым стаканчиком с кофе о вторую сверху ступеньку в здании УрГУ по улице Тургенева.

vsplesk
Tags: фото
Subscribe

  • Майонез

    Попался на глаза майонез, для которого маркетологи просто расстарались с этикеткой. После стандартного описания того, что майонез сделан из…

  • Человеческий интеллект против искусственного

    В старых шпионских фильмах шестидесятилетней давности активно использовался гэг с креплением нескольких автомобильных номеров на вращающемся…

  • Буква "Ш" на заднем стекле

    Когда-то давно, когда я ещё и не собирался быть водителем, поздней декабрьской ночью знакомый подвозил меня до дома. — А почему автошколы выезжают на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment