Что вижу - о том пою (aragont) wrote,
Что вижу - о том пою
aragont

Categories:

Хроника свердловского дирижабля

Уже несколько лет я собирал и выкладывал ссылки на прилет в Свердловск дирижабля в 1937 году. Всё это время я жалел, что в интернете так мало оцифрованных материалов, что данные противоречат друг другу (вот, например, смачная фраза: "Факты свидетельствуют, что ни один дирижабль над Свердловском не пролетал."). Буквально позавчера я выяснил, что никакой проблемы нет. Просто надо записаться в нормальную библиотеку (15 минут), найти отдел краеведения (15 минут) и, с официального разрешения консультантов, сделать себе фотокопии нескольких страниц из газет 1930-х годов (2 минуты если известны даты).

ur-1937.09.10-1

Итак, хронология:

Судя по всему, первоначально, прилет дирижабля "СССР В-6" в Свердловск планировался 30 мая 1935 года, но по каким-то причинам не состоялся.

В 1937 году состоялось два полёта.

Первый: 8 сентября, в 6 часов утра по московскому времени дирижабль «СССР В-6» вылетел из Москвы в Свердловск; 9 сентября, в 3 часа 20 минут дня, над Свердловском показался дирижабль; три часа продолжалось это великолепное зрелище, а в 6 часов 40 минут вечера дирижабль «СССР В-6» благополучно приземлился в Свердловском дирижабельном порту; в 22 часа 40 минут по московскому времени дирижабль «СССР В-6» вылетел из Свердловска в Москву. Дирижабль пробыл в Свердловске 6 часов; 11 сентября в 13 час. 41 мин. сделал посадку в Москве. Путь от Свердловска до Москвы дирижабль пролетел за 39 часов.

Второй: 22 декабря 1937 года 20 часов 45 минут московского времени со станции Долгопрудная под Москвой вылетел в беспосадочный полет Москва—Свердловск дирижабль «СССР В-6»; 24 декабря 0 часов 40 минут местного времени, держась на высоте 600 метров, корабль пролетел над Свердловском; не сделав посадки, в 1 час 15 минут дирижабль взял курс на Янаул—Казань.


Первоисточники


«Уральский рабочий» № 115 (5950) 21 мая 1935 г.

ЖДЕМ ДИРИЖАБЛЬ „В-6"


ur-1935.05.21-Sergeev

Из беседы с начальником Уральского Управления Гражданского Воздушного Флота т. А. И. Сергеевым



Дирижабль «Осоавиахим В—6» — самый большой советский воздушный корабль, об'емом 18.500 кубометров —уже совершил удачные полеты в Ленинград и Архангельск. Начальник Дирижаблестроя тов. Харьков сообщает, что на очереди посещение Киева, Харькова и Свердловска. В плотную приблизился важный момент. Мы должны подготовиться к приему «В—6», который в дальнейшем будет совершать регулярные рейсы по линии Москва-Свердловск.

Ленинград и Архангельск не могли предоставить «В—6» стоянки. Не смогут ее предоставить Киев и Харьков. Только в Свердловске «В—6» в первый же свой прилет совершит остановку в удобных условиях. 30 мая под Свердловском будет сооружена якорная стоянка и подготовлено все необходимое для встречи и полного обслуживания воздушного гостя, а затем вступит в строй свердловский порт дирижаблей с причальной мачтой, самой высокой в Европе. Ответственным по приемке «В-6» назначен я, техническим руководителем приемки тов. Ассберг.

Сейчас мы форсируем организацию стоянки. На площадке третьего дня началась и 20 мая закончилась установка восьми якорей. Авиашкола имени Кабакова согласилась выделить швартовую команду, с которой мы проведем до 30 мая четыре занятия. Аэрофлот заготовит горючее, смазочные материалы и т. д.

Свердловск—город высокой авиационной культуры, имеющий один из крупнейших в Союзе аэропортов, должен показать высокий класс точности, организованности в приеме и обслуживании дирижабля. Громадную ценность для страны представляет этот корабль, высокую честь Уралу оказывает Советский Союз, ставящий «В—6» на линию Москва—Свердловск и мы, с помощью общественности, оправдаем это доверие. Ждем «В—6» к 30 мая.


«Уральский рабочий» № 167 (6002) 22 июля 1935 г.
Уже публиковал.


«Уральский рабочий» №99 (6536) 1 мая 1937 г.

Экипаж дирижабля „СССР В-6" трудящимся Урала.


Сердечный первомайский привет трудящимся Свердловска и Урала от экипажа дирижабля «СССР В-6». Скоро наш корабль будет летать на линии Москва—Свердловск и освоит эту трассу. Корабль и экипаж готовы к выполнению этой задачи.
Командир корабля «СССР В-6»
Паньков.



«Уральский рабочий» №207 (6644) 9 сентября 1937 г.

ПЕРЕЛЕТ ДИРИЖАБЛЯ „СССР В-6" МОСКВА-СВЕРДЛОВСК


Вчера, 8 сентября, в 6 часов утра по московскому времени дирижабль «СССР В-6» вылетел из Москвы в Свердловск.

Вчера до 23 часов вечера по свердловскому времени приняты следующие радиограммы о ходе перелета:
— В 16 часов московского времени дирижабль прошел Казань. Держит курс на Свердловск.
— Дирижабль прошел реку Вятку. В Свердловске будет в 4—5 часов утра девятого.
— 18 часов 50 минут . Прошли траверз Сюгинская. В Свердловске ориентировочно будем в 1 час 30 минут девятого... Командир корабля Паньков.

В 21 час 40 минут дирижабль пролетел над Янаулом.


«Уральский рабочий» №208 (6645) 10 сентября 1937 г.
ur-1937.09.10-Dirizhabl

ДИРИЖАБЛЬ „СССР В-6" В СВЕРДЛОВСКЕ


МОСКВА-СВЕРДЛОВСК НА ДИРИЖАБЛЕ


8 сентября из Московского дирижабельного порта отправился в полет по маршруту Москва—Свердловск дирижабль «СССР В-6». Цель полета: проверка трассы, по которой в 1938 г. будет установлено регулярное пассажирское сообщение на дирижаблях.
Ниже печатаются радиограммы с пути.

Борт дирижабля «СССР В-6», (спец. корр. «Правды»).
Забрезжил рассвет. Из громадного эллинга аэропорта показалась серебристая сигара дирижабля «СССР В-6». Стартовая команда, взявшись за длинные стропы, повела дирижабль к месту взлета. В 6 час. 17 мин. воздушный корабль взмыл в облака.
С 20 людьми на борту дирижабль взял курс на восток. Замелькали дачные пригородные поселки. Потом миновали Шатуру и муромские леса. В 11 ч. 30 м. утра прошли Арзамас. 400 километров уже отделяют нас от столицы, а мы их прошли совершенно незаметно.
В просторной кабине дирижабля пассажир чувствует себя превосходно. Одни читают книги и газета, другие играют в шахматы, кто-то даже завел патефон.

Шум моторов настолько заглушен, что в кабине свободно можно разговаривать. Качка почти совершенно не ощущается.
Уже первые километры, пройденные на дирижабле, показывают, какое блестящее будущее принадлежит в нашей стране этому виду транспорта. Идем со средней скоростью 90-100 километров в час.

Вот вдали показалась Казань, сверкнула Волга, раскинулась панорама большого города. К востоку от Казани еще никогда не летали
дирижабли — наш корабль впервые идет по этой новой, неизведанной для дирижаблей, трассе.
Погода все время отличная. Видимость хорошая, дуют попутные ветры.

Команда дирижабля — командир, штурман, радист, пилоты, механики — занята своим делом. На корабле — четкая, размеренная жизнь. Приятно смотреть на этих молодых энергичных людей, деловито выполняющих свои обязанности. Все они — комсомольцы, партийные и непартийные большевики, лишь недавно окончившие советские втузы и техникумы.

На борту дирижабля «СССР В-6», 8 сентября, 22 часа 15 минут. (Радио, спец. корр. «Правды»).
Сейчас идем на высоте 450 метров. До Свердловска осталось всего 250 километров, предполагаем прибыть туда 9 сентября в 3 часа утра. Могли бы завершить свой рейс раньше, но начал дуть сильный встречный ветер.

Дирижабль освещен яркими огнями. Приборы, рубка и моторные кабины сверкают десятками электрических ламп. Пассажиры и сменная вахта забрались в меховые мешки.

С. Б0ГОРАД.

ПРИВЕТ ТРУДЯЩИМСЯ УРАЛА!


9 сентября, в 3 часа 20 минут дня, над Свердловском показался дирижабль «СССР В-6», совершающий под управлением командира т. Панькова первый тренировочный полет по новой дирижабельной трассе Москва — Свердловск. Тысячи свердловцев толпились на улицах, с восхищением наблюдая за плавным полетом красавца-дирижабля. Три часа продолжалось это великолепное зрелище, а в 6 часов 40 минут вечера дирижабль «СССР В-6» благополучно приземлился в Свердловском дирижабельном порту.

Пролетая над Уралмашзаводом, экипаж дирижабля сбросил вымпел с запиской следующего содержания:
«Экипаж дирижабля «СССР В-6», выполняющий задание по освоению новой дирижабельной трассы Москва — Свердловск, приветствует вас, трудящихся Урала. Неуклонно выполняя решения ЦК ВКП(б) и указания любимого вождя народов товарища Сталина, добьемся новых побед. Желаем успеха в работе.
Командир дирижабля Паньков.
Парторг Егоров.

9—IX—37 г.». (СвердТАСС).

УВЕРЕНЫ В ВАШЕЙ ПОБЕДЕ


УРАЛМАШ, 9 (СвердТАСС). Во второй смене рабочих-стахановцев второго участка механического цеха № 1 состоялся короткий митинг, посвященный прилету дирижабля «СССР В-6» в Свердловск. Рабочие, ознакомившись с приветствием, сброшенным над заводом экипажем дирижабля, всей сменой написали аэронавтам теплый привет:

«Экипажу дирижабля «СССР В-6»
Командиру дирижабля тов. Панькову
Парторгу тов. Егорову
Вам выпала счастливая задача выполнить задание партии, правительства и великого Сталина, освоить новую дирижабельную трассу Москва—Свердловск. Желаем успеха! Уверены в вашей победе. Ваше приветственное обращение к трудящимся Урала, полученное в момент полета над социалистическим городом Уралмаша, вселяет в нас еще большую энергию к социалистическому труду, и мы приложим все усилия и способности к тому, чтобы к 20-й годовщине Октября на Уралмашзаводе добиться новых социалистических побед и в первую очередь выполнения производственной, программы и укрепления обороноспособности нашей родины. Да здравствует великий Сталин!
Стахановцы: Королев, Кочеров, Вахрушев, Пахомов и др. (Всего 40 человек).

Беседа с командиром дирижабля „СССР В-6" тов. И. В. ПАНЬКОВЫМ


Вчера в беседе с нашим корреспондентом командир дирижабля «СССР В-6» И. В. Паньков поделился впечатлениями ,о первом полете дирижабля по трассе Москва—Свердловск.

— Это был первый ознакомительный полет по трассе Москва-Свердловск, по которой должны. регулярно курсировать дирижабли. До сих пор в направления Свердловска мы летали только, до Вятских Полян. Участок Вятские Поляны — Свердловск нам был совершенно не знаком. Метеорологическая обстановка на первом этапе полета от Гусь-Хрустального до Арзамаса была трудная, мы шли в разрывистых облаках. Отсюда до Красноуфимска условия были более благоприятны, но за Красноуфимском погода ухудшилась. Дирижабль попал в чрезвычайно тяжёлую метеорологическую обстановку. Земли не было видно. Почти восемь часов мы находились в слепом полете. Скорость корабля оказалась быстрее, чем мы ожидали. Дирижабль отошел от Свердловска в сторону на 300 километров. Мы долетели до Туринска, а затем повернули на Свердловск, где приземлились в 16 часов 40 мин. московского времени.

Дирижабль пробыл в полете 34 часа. Материальная часть корабля работала хорошо. Экипаж справился со своими задачами, показал прекрасную сработанность.

Всего на борту находилось 20 человек, из них 17 экипажа - в том числе помощник командира С. В. Демин, штурман Н. В. Зубов, корабельный инженер Т. С. Кулагин, бортрадист В. Сидоров, старший бортмеханик К. А. Шмельков, бортмеханики тт. Ефименко. Никитин, Бурмакин, Степанов, Соловьев, пилоты—тт. Мозгалев, Алешин, Белкин, Голиков, Бурлуцкий, парторг эскадры дирижаблей т. Егоров.

Дирижабль «В-6»—прототип дирижабля «Норге», построенный на советских заводах кроме моторов. Корабль имеет 20 тысяч кубических метров газового об'ема, 105 метров длины, 25,5 метра высоты.

Первый рейс в Свердловск показал, что дирижабли «В-6» вполне могут регулярно курсировать по линии Москва—Свердловск, несмотря на то, что в районе Уральского хребта метеорологическая обстановка не редко бывает неблагоприятной. В нынешнем году дирижабль «СССР В-6» сделает в Свердловск еще несколько полетов.

ДИРИЖАБЛЬ «СССР В-6» ВЫЛЕТЕЛ ИЗ СВЕРДЛОВСКА В МОСКВУ


Вчера в 22 часа 40 минут по московскому времени дирижабль «СССР В-6» вылетел из Свердловска в Москву. Дирижабль пробыл в Свердловске 6 часов.


«Уральский рабочий» №209 (6646) 11 сентября 1937 г.

ПРИЛЕТ ДИРИЖАБЛЯ „СССР В-6" ЗАСНЯТ НА КИНОПЛЕНКУ


Свердловская студия Союзхроники засняла на плёнку прилет в Свердловск дирижабля «СССР В-6». Негатив отправляется самолетом в Москву для включения во всесоюзный киножурнал. Сюжет войдет в очередной номер уральского журнала кинохроники.
Заснято: дирижабль в воздухе, приземление, командир корабля тов. Паньков и члены экипажа. С'емки вели операторы тт. Черепанов и Косицын.


«Уральский рабочий» №210 (6647) 12 сентября 1937 г.

МОСКВА—СВЕРДЛОВСК—МОСКВА


ur-1937.09.12-Dirizhabl
МОСКВА. Дирижабль «СССР В-6», совершавший перелет Москва — Свердловск — Москва, 11 сентября в 13 час. 41 мин. сделал посадку в Москве.
Путь от Свердловска до Москвы дирижабль пролетел за 39 часов. Вследствие неблагоприятных метеорологических условий почти постоянного сильного встречного ветра дирижабль шел в Москву с пониженной скоростью. (ТАСС).
ur-1937.09.12-Pankov

НА БОРТУ ДИРИЖАБЛЯ «СССР В-6», 10 сентября (по радио от спец. корр. Правды).


Вчера, в 22 часа 50 мин. по московскому времени, наш воздушный корабль отправился из Свердловска в обратный рейс. Покружившись немного над сияющим электрическими огнями городом, дирижабль взял курс на Москву.

Идем по проторенной уже дорожке — Свердловск — Красноуфимск — Казань — Арзамас — Москва. Мелькают знакомые места. Полет протекает успешно, мешает лишь встречный ветер, временами дующий со скоростью в 50—60 километров в час.
Около часу дня прошли Сарапул. В 19 часов 10 минут пролетели над Казанью со скоростью 40 километров в час. Все механизмы: приборы, радио, моторы—действуют отлично.

Следует отметить некоторые недочеты в организации перелета. На месте посадки, в так называемом порту дирижаблей гор. Свердловска, плохо была подготовлена отправка корабля в обратный рейс на Москву. Нехватило для заправки газа, хотя отлично было известно о прилете дирижабля. Отсутствовали прожектора, Причальная мачта строилась около 2 лет, но до сих пор не закончена.
Приходятся удивляться тому, что такие мелочи по вине организаторов из управления гражданского воздушного флота вредят большому, важному делу.

С. БОГОРАД.

ЗАДАЧУ МЫ ВЫПОЛНИМ!


Ночь. Лучи прожекторов освещают громадный дирижабль «СССР В-6».

Ваш корреспондент прощается с экипажем корабля.

— Полет по трассе Москва—Свердловск, — говорит штурман корабля П. В. Зубов, — явился для нашего дирижабля экзаменом вождения корабля над сильно пересеченной местностью во всякой метеорологической обстановке. Штурманская работа затруднялась чрезвычайно темной ночью; из-за сплошной облачности не удавалось воспользоваться астрономической ориентировкой. До Красноуфимска полет протекал строго по трассе. Затем мы встретили сильные ветры и сплошную слоистую облачность. Корабль шел в слепом полете, не имея ориентиров. Мы оказались севернее Свердловска.

В полете экипаж работал исключительно спокойно, как будто сложная метеорологическая обстановка никого не касалась.
Наш полет Москва—Свердловск — это первый полет. Мы учтем выявленные недостатки и, конечно, дирижабль будет регулярно и точно летать по новой трассе.

— Машины вели себя прекрасно,— отмечает корабельный инженер Т. С. Кулагин,—освоение трассы Москва—Свердловск для дирижабля — вполне реальная вещь.

— Полет прошел очень хорошо,— замечает бортмеханик М. В, Никитин, —материальная часть работала безотказно, настроение у всех было
бодрое, хотя полет проходил в трудных метеорологических условиях и затянулся. В Свердловске посадка прошла прекрасно.
Освоить в совершенстве трассу Москва—Свердловск — вот задача, которая стоит перед экипажем. Мы ее выполним. Скоро опять прилетим в Свердловск. Встречайте!

Н. РОЗИНА.

По трассе дирижабля


В сумерках наступающего вечера по Московскому тракту к Свердловску позавчера мчались четыре велосипедиста. На алых рубашках серебрились слова «Москва—Свердловск».

Эти велосипедисты были участники агитационно-исследовательского пробега по будущей трассе дирижаблей Москва—Свердловск: тт. Устинович — корабельный инженер дирижабля «СССР В-6». Мячков — флагштурман, Корнеев — пилот и Минаков — штурман.

На седьмом километре Московского тракта велосипедистов встречали товарищи по работе из Московского порта дирижаблей, находящиеся в командировке в Свердловске, и представитель областного комитета физкультуры.

В беседе с нашим корреспондентом командор пробега тов. Устинович поделился впечатлениями о велопробеге. — Цель нашего велопробега,— сказал т. Устинович,— тщательное исследование, земного маршрута будущей трассы дирижаблей. Мы взяли старт 20 августа. За 17 ходовых дней покрыли около двух тысяч километров. Плохая погода затрудняла продвижение команды. Первые пять дней от Москвы были пройдены под проливным дождем. Грязь на дорогах местами достигала 25 сантиметров глубины. Немало километров пришлось тащить велосипеды на руках.

Последняя наша ночевка была в селе Гробовском. Здесь мы по радио услыхали о прилете воздушного корабля СССР В-6» в Свердловск, но увидеть летящий дирижабль не пришлось —была ночь. Последние 70 километров до Свердловска прошли без особых приключений, только два раза был прокол шины. Во второй половине дня мы под'ехали к каменному столбу на границе Европы и Азии.
Как видите, все мы здоровы. Задание по исследованию земной трассы Москва—Свердловск выполнено. В пути пробега были проведены беседы о значении дирижаблей.

Вчера участники агитационно-исследовательского пробега знакомились с городом.


«Уральский рабочий» №295 (6702) 24 декабря 1937 г.

ДИРИЖАБЛЬ „СССР В-6" НАД СВЕРДЛОВСКОМ


Позавчера в 20 часов 45 минут московского времени со станции Долгопрудная под Москвой вылетел в беспосадочный полет Москва—Свердловск дирижабль «СССР В-6». Вчера днем дирижабль пролетел над Казанью. В 18 часов 05 минут — над Янаулом. В 20 часов 29 минут — над Красноуфимском. Сегодня в 0 часов 40 минут местного времени, держась на высоте 600 метров, корабль пролетел над Свердловском. Не сделав посадки, в 1 час 15 минут дирижабль взял курс на Янаул—Казань.

Командир корабля тов. Гудованцев сообщил по радио следующее: «Назначение полета — освоение трассы на восток. В полете участвуют 18 человек. Командирами: Гудованцев, Демин, помощником Кулагин, корабельный инженер штурман Мячков, механик Коняшин, пилоты Восявский, Голиков и другие. Материальная часть работает хорошо. Часть полета шли в облаках с большим обледенением в районе Казани».

Сегодня в 1 час 45 минут местного времени с борта корабля была получена приветственная радиограмма: «Привет трудящимся Свердловска от экипажа корабля «СССР В-6». Экипаж».




Для газеты "Известия" перелёт был заурядным событием на фоне буйной Советской действительности. Сообщения печатались на последней странице, мелким шрифтом, иногда в общем потоке хроники.


Известия ПЯТНИЦА, 10 СЕНТЯБРЯ 1937 г. № 212 (6374)

ДИРИЖАБЛЬ „СССР В-6" ПРИЛЕТЕЛ В СВЕРДЛОВСК


Дирижабль «СССР В-6», совершающий перелет по маршруту Москва—Свердловск—Москва, вчера, в 16 час. 40 мин., совершил посадку в Свердловске.

От Красноуфимска до Свердловска дирижабль шел в облаках и тумане
слепым полетом. В 4 часа «СССР В-6» находился в районе Свердловска. Однако погода была настолько плохой, что приземлиться не представлялось возможным. Тогда командир дирижабля т. Паньков повел свой корабль дальше — по направлению к гор. Туринску. Пролетев 300 километров, дирижабль повернул обратно.

В 13 час. 30 мин. «СССР В-6» показался над Свердловском и начал делать широкие круги над городом. К этому времени погода улучшилась, и спустя три часа воздушный корабль совершил посадку в дирижабельном порту.
Сегодня, если не помешает плохая погода, «СССР В-6» вылетит обратно в Москву.


Известия СУББОТА, 11 СЕНТЯБРЯ 1937 г. № 213 (6375)

ПО СОВЕТСКОЙ СТРАНЕ


* Дирижабль «СССР В-6» начал обратный рейс из Свердловска в Москву. Полет дирижабля проходит в тяжелых метеорологических условиях. Воздушный корабль все время идет . Против сильного ветра. Экипаж чувствует себя превосходно.
Прилет дирижабля «СССР В-6» в Москву ожидается 11 сентября утром.


Известия ВОСКРЕСЕНЬЕ, 12 СЕНТЯБРЯ 1937 г. № 214 (6376)

„СССР В-6" ПРИЛЕТЕЛ В МОСКВУ


Вчера, в 13 час. 41 м., дирижабль «СССР В-6», возвратившийся из Свердловска, показался над московским дирижабельным портом, а затем -благополучно совершил посадку.
Tags: Екатеринбург_хронология, дирижабль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дорого-богато

    В последнее время редко бываю на вокзале Екатеринбурга и, к тому же, долго не мог понять, как через все антитеррористические решётки попасть к…

  • Сердца четырёх

    "Сердца четырёх" — чудесная кинокомедия положений, снятая в 1940 году перед самой войной (помните песню "Любовь никогда не бывает без грусти,//Hо это…

  • Ортодоксальная водка

    Гугл-переводчик абсолютно уверен, что слово orthodox переводится на русский как "православный". Даже сочетание orthodox jew он переводит как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments