Что вижу - о том пою (aragont) wrote,
Что вижу - о том пою
aragont

Categories:

Русский мат

Примерно тридцать лет назад я проснулся среди ночи, поскольку на меня снизошло озарение - я понял природу русского мата. Схватив ручку и пачку бумаги я начал записывать свое видение и смог уснуть только после того, как записал все мысли, появившиеся в моей голове одновременно.

Если коротко, то я понял, что матерный язык не имеет никакого отношения к русскому языку. Более того, он не имеет отношения ни к одному человеческому языку. Матерный язык - это атавистический след языка человекообразных обезьян и именно поэтому он запретен - в большинстве культур люди стараются наложить табу на те черты, которые сближают их с животными.

Сегодня я наконец оцифровал те три листа бумаги формата А4, исписанные с двух сторон. Это ни в коем случае не научное исследование, поскольку я практически не знаком ни с лингвистикой ни с психологией. Все идеи базируются на паре книг, которыми я тогда увлекался (они легко ищутся по названиям в конце текста), и на рассказ знакомого невропатолога про то, что существует практика реабилитации людей, потерявшими речь после инсульта, когда с ними разговаривают исключительно матом, постепенно вводя в разговор нормальные слова и выражения.

Поскольку это было видение, я постарался почти не править текст. В текст были добавлены запятые (возможно, не все), вычеркнуты иллюстративные примеры матерных слов, и ещё в паре мест слова "это" и "тот" были заменены на развернутое описание предметов, на которые они ссылаются.


1. Наличие в русском языке особых групп слов

1.1. Междометия «ой», «ах», «опа» и т.д. отличаются тем, что они не участвуют в системе дальнейшего словообразования, относительно стабильны, не укладывается в общую структуру слова - суффикс и корень и т.д.
Примечание: Предлоги, имеющие аналогичные свойства, не являются, вообще говоря, независимыми словами. Скорее это части слов, такие как приставки и суффиксы, либо структурные части предложения отличные от слов. Например, можно написать или сказать предложение «Ой», но нельзя «Через».

Кроме того, в отличие от прилагательных, существительных и глаголов, обозначающих понятия, междометие отражают эмоциональный настрой говорящего, и не имеют значение в отрыве от личности говорящего (пишущего). Междометия существуют в различных европейских языках (рус. Ой, анг. Ouch, фр. Aie) и, возможно, в других. Они независимы от остального предложения в силу свой завершённости.

1.2. Матерная речь строится на очень ограниченное корневой основе в 5-7 слов, к которым применяются все мыслимые, а иногда совершенно фантастические способы словообразования, что порождает огромное количество форм употребления матерной речи. Сложности с письменными источниками, к сожалению, не дают возможности проследить динамику этого процесса, но можно предположить, что наряду с давно сложившимися формами постоянно возникали новые. Значение новых слов и сочетаний, обычно, ни в коей мере, не связано со значениями слов их породивших. Как правило, эти слова обозначают достаточно общее понятие (х**вина - любая вещь небольшого размера), часто, с внесением дополнительной эмоциональной окраски. Матерные выражения имеют тенденцию описывать завершённые понятия, не требующие собственно предложения. В английском языке на другой корневой основе построено очень близкая система.

1.3. Таким образом, мы выделили две группы слов, имеющих в чём-то противоположные свойства. Очень стабильные с точки зрения словообразования междометия и порождающий произвольные семейства слов мат. Общим между этими группами является сильная эмоциональная окраска.

2. Социальная роль и обучения

2.1. Междометия используются для общения с ребёнком на ранней стадии его языкового развития ещё до усвоения им слов и простых предложений. В дальнейшем, междометия свободно используются для передачи эмоций в бытовом разговоре.

2.2. Матерные выражения, обычно, осваиваются на этапе перехода из детского в подростковый возраст при вхождении ребёнка в общественную жизнь (хотя могут быть сколь угодно большие отклонения в любую сторону). В дальнейшем, использовании матерных слов считается предосудительным за исключением особо оговоренных случаев (пьянка в мужской компании).

3. О лингвистике измененных состояний сознания (Спиваков)

При нарушении работы высших отделов головного мозга речь человека сильно меняется. В качестве одного из таких изменений отмечается появление большого количества замещающих слов. Причем матерная речь здесь играет очень большое значение. Междометия, очевидно, редуцируется на последней стадии перед комой, когда человек уже не в состоянии произносить другие слова.

Так как воздействие на мозг в экспериментах Спивакова было достаточно грубым (кислородное голодание, инсулиновая кома) и задевало практически все участки мозга, то имеет смысл предположить, что междометия и мат непосредственно связаны с достаточной грубыми и древними структурами мозга. Если в случае междометий мы можем объяснить эту связь обучением (п. 2) и связать их с самыми первыми языковыми структурами мозга формировавшиеся при развитии ребёнка, то в случае матом такое простое объяснение не подходит.

4. Гипотеза

Первый язык, возникший на ранних стадиях развития вида Homo sapiens, базировался на несколько иных, более древних и мене гибких структурах мозга, чем нынешний. При воспитании ребенка междометиями заполняется некоторая часть этих структур, но, так как набор междометий в нашей обыденной речи мал, то, начиная с некоторого момента, речевая деятельность ребенка переводится в русло обычного русского языка.

Кроме междометий в раннем детстве осваиваются еще и некоторые слова из общепринятого языка, но их употребление остается специфическим. Например слово «мама», как выражение дискомфорта и требование помощи. В значительно более позднем возрасте это значение полностью замещается на понятие «мать», но маленький ребёнок кричит «мама», независимо от присутствия матери (хотя, конечно, можно это обосновать и по-другому).

Коммуникативные возможности этого праязыка очень слабы, так как набор символов мал и способ построения новых символов не существует. Поэтому существует некий механизм, позволяющий восполнять пробелы в праязыке за счёт языка основного - и это мат. Основной функцией мата является построение звуковых символов для праязыка за счёт слов основного языка. Это предположение объясняет устойчивость мата по отношению к физиологическому воздействию за счет внедрения матерных выражений в ранние структуры мозга.

Произвольность матерного словообразования объясняется символической ролью матерных выражений, так как в них утрачивается связь с иерархической системой базового языка. Понятной становится и повышенная эмоциональная нагрузка мата, а также ограниченное корневая основа. Возможно, количество корней, используемых в матерном языке (около пяти), связано с физиологическими основами памяти. Вспомним, например, возможности человека по оценку числа предметов с первого взгляда без их пересчитывания.

5. Из Налимова

5.1. Ранжируя языки по числу значений, приписываемых знаку в зависимости от контекста, мы видим, что язык междометие имеет число значений близкое к нулю, а язык мата - близкое к бесконечности. Можно сказать, что эти крайности имеют один и тот же смысл и отражают выпадение их из обыденного языка.

5.2. По Налимову, обилие значений у слов свидетельствует о более ранней (в некотором роде) стадии развития языка, на которой большее количество смыслов восполняет отсутствие сложных языковых структур. С этой точки зрения, мат - вечно молодой язык, которому никогда не придется повзрослеть.

6. Только ли мат?

Конечно, мат не является единственным поставщиком символов для праязыка. В разных культурах существуют группы слов, выполняющих ту же функцию. К таким группам относятся слова связанные с религией («О черт!»), испражнениями и так далее. Возможны искусственные конструкции вроде слова «массаракш» из повестей Стругацких или фразы «японский городовой», которую в СССР использовали неисправимые матерщинники.

Почти всегда (кроме искусственных образований) эти группы связаны с понятиями, вытесненными за пределы социальной жизни сейчас или в историческом прошлом. Почему именно они восполняют структуры праязыка трудно сказать сразу, хотя можно высказать некоторые предположения:

a) Вытеснении из социальной сферы придает словам сильную эмоциональную окраску и лишь такие слова могут пройти в праязык, поскольку они сильно связаны с эмоциональной частью нашего сознания.

b) Функционирование языка и общества столь тесно связаны, что вытеснение слов из молодой социальной сферы ведет к одновременному вытеснению его из молодой области языка в архаическую.

7. А дальше?

Исследование структуры мата и способов его употребления, возможно, является путем реконструкции праязыка. Речь идет конечно о семантике, а не о фонетике. Интересна с этой точки зрения и теория, выводящая мат из мифологической основы. Такая теория может указать связь древнейшего языка с древнейшим же видом общественного сознания.

Ого!

Литература.
Налимов В. В. Вероятностная модель языка. — М.: Наука, 1974. — 272 с.
Спивак Д. Л. Лингвистика измененных состояний сознания. — Л.: Наука, 1986. — 92 с.
Tags: детство, пингвистика, умствую
Subscribe

  • Ортодоксальная водка

    Гугл-переводчик абсолютно уверен, что слово orthodox переводится на русский как "православный". Даже сочетание orthodox jew он переводит как…

  • Нейроскакалка

    Прислали фотографию ценника из газетного киоска с футуристическим названием "Нейроскакалка на ногу". Недорого — всего 280 рублей. Нейроскакалка…

  • Ещё немного грязных стен

    Судя по всему, предвыборные листовки губернатора Куйвашева зацепили не только меня. По крайней мере на стенах города появилось ещё одно подражание.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments