Что вижу - о том пою (aragont) wrote,
Что вижу - о том пою
aragont

Славянские боги

Если меня спросить, что я знаю про славянских богов, то я отвечу, что знаю бога молнии - Перуна, солнца - Ярилу, а также помню про Велеса, Купалу, и ещё про явь и навь. При этом я искренне убеждён, что всех их придумали литераторы в XIX веке. Специализированные современные сайты дают кучу подробностей про самих богов, про их семейные отношения и про древние обряды поклонения этим богам, но не признаются где они эту информацию взяли. Я решил начать с первоисточников и пошёл на любимый сайт национального корпуса русского языка (НКРЯ). База источников на этом сайте могла бы быть и побольше, но в ней есть очень важная для меня особенность - сортировка результатов поиска по годам написания текстов.

Сразу замечу, что под славянскими богами дальше будут подразумеваться исключительно восточнославянские или русские. Боги чехов, пояков и литовцев достаточно подробно описаны в литературе позднего средневековья, но нашими неоязычниками обычно за своих не считаются.

Начнем с Перуна. НКРЯ отправляет нас к первому российскому историку Василию Никитичу Татищеву, точнее к его "Истории Российской" (написана в 1730-1750 годах, издана в 1768—1769). Татищев отличает славянских богов, которые известны ему по польским и немецким источникам, и богов русских, единственным источником информации о которых служат труды Нестора - т.е. "Повесть временных лет".

Боги славян. Триглав бог. Святовид. Всевидящий. Бел бог. Черный бог. Паревид. Паренут. Прове. Погода.

О славянских богах Арнкиел пространно описал, которых у пафлагонов, болгар (болгор), вандалов было немало. В Пафлагонии у галатов славян был Триглав, которого и в Болгарии чтили, и от него может народ триглавы, а у латин испорчено триглифы именованы. В Вандалии на острове Ругине тот же Триглав весьма славен был, о чем Кранций в Вандалии и Арнкиел, кн. 1, гл. 13. Святовид у вандалов был наивысший бог с четырьмя лицами, которого Гельмольд и Саксон Грамматик описали, именуя Свянтовид, толкуя, якобы они проповедника римского Вита обоготворили; но это весьма неправильно, ибо сей идол гораздо прежде Вита был почитаем, а паписты от самохвальства, Вид в Вит переменив, натяжку делают. Фабриус в Истории мира, часть 1, гл. 2 и 4, рассказывает так: "У богемов есть бог богов Святовид, что на их языке значит святый свет". И хотя это неправильно переведено, однако ж ближе к уразумению, ибо вид может двояко толковаться. Если по их наречию сказать Святовид, то подразумевается вид мира и четыре лица значат 4 стороны: восток, юг, запад и север; ежели же Свентовид, то значит святое видение, равно как бы сказать всевидящий или святое изображение. У них же были Бел [Белый] бог злой, Черный бог добрый. Гельмольд, кн. 1, гл. 53, Кранций, Вандалия, кн. III, Паревид, думаю Пятивид, с пятью лицами, Паренут с четырьмя лицами. Были же боги по городам особо почитаемые: Прозе или Проне в Стареграде, Погода (от немец превратно Подаге) в Плене, Гельмольд, кн. 1, гл. 84; Кранций, кн. 4, гл. 3. И хотя Арнкиел о богослужении, жертвах, украшениях и празднествах пространно описал, только я книги оной ныне не имею и выписка утратилась.

...
Боги русские. Перун. Тор. Стрибо. Мокос. Хорс. Дидо. Ладо. Купало.

На Руси же, может, у славян были те же или с другими славянскими названиями, но нам о них никакого известия не осталось, а которых Нестор описал, то все суть названия сарматские или варяжские, как в летописи, № 151, показано. Стрыковский в кн. 4, гл. 4 из русского древнего летописца рассказывает: 1) Перун, бог грома, ему же неугасимый огонь поддерживался от дров дубовых, подобно как у греков Юпитеру, у варяг же Тор именовался. 2) Стрибо, скорее всего Марс. 3) Мокос, бог скота. 4) Хоре, подобный Бахусу. 5) Дидо, богиня любви и брака, подобна Венере. 6) Ладо или Лело, сын Дидо, равный Купидону, Димитрий полагает, что Лело равен Меркурию. 7) Top, тот же что и Перун, оба значат гром. 8) Купало, думается, Нептун, ибо, празднуя ему, в воде купались. 9) Русалки, Мауроурбин полагает нимфы. О сих Димитрий Ростовский, как достохвальнейший рачитель о просвещении народа, пространно писал, что я у него лет 45 назад видел и читал, но в его остальных книгах, Келейном летописце, О бородах и в Розыске на раскольников, не находится, разве есть особое не печатанное. В Берлине, памятую, напечатана была о сих книжка под названием "Московитская религия", только я ее ныне достать не мог.

Что такое летопись № 151 мне найти не удалось.

"Повесть временных лет" (ПВЛ) - наше всё (вещего Олега помните? - это отсюда). Перун в первых главах ПВЛ упомянут неоднократно и является главным богом русских. Волос упомянут дважды как бог скота, остальные имена встречаются в перечислении идолов без каких либо комменариев.

"Повесть временных лет" в переводе О. В. Творогова

Цесарь же Леонъ съ Александром миръ створиста съ Ольгом, имъшеся по дань, и ротѣ заходивше межи собою, целовавше сами крестъ, а Ольга водиша и мужий его на роту по рускому закону: кляшася оружьемь своимъ, и Перуномъ, богомъ своимъ, и Волосом, скотьимъ богомъ, и утвердиша миръ.
...
Иже помыслить от страны Рускыя раздрушити таковую любовь, и елико ихъ крещенье прияли суть, да приимуть мѣсть от Бога вседѣржителя, осужение и на погибель и в сий вѣкъ и в будущий, а елико ихъ не кресщено есть, да не имуть помощи от Бога, ни от Перуна, да не ущитятся щиты своими, и да посѣчени будуть мечи своими, и от стрѣлъ и от иного оружья своего, и да будуть раби и в сий вѣкъ и будущий.
...
Аще ли же кто от князь и от людий рускыхъ или крестьянъ, или некресщеный переступить все, еже написано на харотье сей, и будеть достоинъ своимъ оружьемь умрети, и да будет клятъ от Бога и от Перуна, и яко преступи свою клятъву.
...
И наутрѣя призва Игорь сли, и приде на холъмы, кде стояше Перунъ, и покладоша оружья своя, и щиты и золото, и ходи Игорь ротѣ и мужи его, и елико поганыя руси, а хрестьяную русь водиша въ церковь святаго Ильи, яже есть надъ Ручьемъ,...
...
Аще ли от тѣхъ самѣхъ и преждереченыхъ не храним, азъ же и со мною и подо мною, да имѣемъ клятву от Бога, в неже вѣруемъ — в Перуна и въ Волоса, бога скотья, да будем золотѣ, якоже золото се, и своимъ оружьемь да иссѣчени будемъ, да умремъ.
...
И нача княжити Володимиръ въ Киевѣ одинъ и постави кумиры на холъму внѣ двора теремнаго: Перуна деревяна, а голова его серебряна, а усъ золот, и Хоръса, и Дажьбога, и Стрибога и Сѣмарьгла, и Мокошь. И жряхут имъ, наричуще богы, и привожаху сыны своя, и жряху бѣсомъ, и осквѣрняху землю требами своими. И осквѣрнися требами земля Русская и холмъ тъ. Но преблагый Богъ не хотяй смерти грѣшником: на томъ холмѣ нынѣ церкы есть святаго Василья, якоже послѣдѣ скажем. Мы же на преднее възвратимся.
...
Володимиръ же посади Добрыню, уя своего, в Новѣгородѣ. И пришед Добрыня Новугороду, постави Перуна кумиръ надъ рѣкою Волховомъ, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу.
...
Володимеръ <...> прииде Кыеву. И яко приде, повелѣ кумиры испроврещи, овы исѣщи, а другыя огньви предати. Перуна же повелѣ привязати кь коневи хвосту и влещи с горы по Боричеву на Ручай, и 12 мужа пристави бити жезлиемь. Се же не яко древу чюющю, но на поругание бѣсу, иже прильщаше симъ образомъ человѣкы, да возмѣстье прииметь от человѣкъ. «Велий еси, Господи, чюдная дѣла твоя!» Вчера чьстимь от человѣкъ, а днесь поругаем. И влѣкому же ему по Ручаеви кь Днѣпру, плакахуся его невѣрнии людье, еще бо не бяху прияли кресщения. И привлекше, и вринуша ̀и въ Днѣпръ. И пристави Володимеръ, рекъ: «Аще кде пристанеть, вы-то отрѣвайте его от берега, доньдеже порогы проидеть, тогда охабитеся его», Они же повелѣное створиша. Яко пустиша ѝ, и проиде сквозѣ порогы, извѣрже ѝ вѣтръ на рѣнь, яже и до сего дни словет Перуня рѣнь. По сем же Володимиръ посла послы своя по всему граду, глаголя: «Аще не обрящеться кто заутра на рѣцѣ, богатъ ли, убогь, или нищь, или работенъ — противникъ мнѣ да будеть». <...> Наутрѣя же изииде Володимѣръ с попы цесарицины и корсуньскыми на Днѣпръ, и снидеся бе-щисла людий, И влѣзоша вь воду и стояху ови до шеѣ, а другии до персий, младѣи же по перси от берега, друзии же младенци держаще, свѣршении же бродяху, поповѣ же, стояще, молитвы творяху. И бяше видити: радость велика на небеси и на земли, толико душь спасаемых, а дьяволъ стенаше, глаголя: «Увы мнѣ, яко отсюду прогонимь есмь!»


Похоже, что Татищев не пользовался ПВЛ напрямую (хотя и упоминает Нестора), а взял список богов у Матея Стрыйковского. Впрочем, в доступном переводе Стрыйковского список идолов соответствует ПВЛ за одним забавным исключением: Считается, что идол Услад появился из неверного прочтения ПВЛ "а голова его серебряна, а усъ золот". Вообще-то у Стрйковского нет того толкования русских богов, которые приводит Татищев, поэтому я привожу большой кусок, относящийся к западнословянским богам.

Мачей Стрыйковский "Хроника польская, литовская, жмудская и всей руси" По изданию 1582 года, Варшава, 1846

Идол Перуна.
Прежде всего он поставил очень высокого идола Перуну или Покуну (Porkunowi), богу громов, туч и молний, которого благочестиво и очень искренне почитал.

Каким было изображение Перуна.
Само его туловище было искусно вырезано из дерева, голова отлита из серебра, уши золотые, ноги железные, а в руке держал камень наподобие пылающей молнии, украшенный рубинами и карбункулами. Другие идолы, которых руссаки звали общим словом Кумиры (Kumerami), приносили им жертвы и молились, как богам, носили имена: Услад, Хорс (Korssa), Даждьбог (Dassauba), Стрибог, Симаргл (Symaergla), Макошь и прочее.
...
Русский бог скота Волос (Wlosus).
И сразу же приказал ломать, разбивать и выворачивать из земли идолы Хорса, Стрибога (Striba), Мокоши, а идол Волоса, который считался богом скота и лесным богом (как у аркадцев был Пан Фавн) при собрании народа разрушить и утопить в нечистотах. Pan Deus Arcadiae, silvestria numina Fauni. (Пан, бог Аркадии, лесные боги Фавны). И самого главного идола Перуна тоже велел привязать к конскому хвосту и через весь город тащить до Днепра, и там же в Днепре его утопить, навязав камней. Перун утоплен в Днепре, а Волос в дерьме (gownach).
...
Сначала поляки, поморяне и мазуры имели следующих главных богов.

Польский бог Юпитер или Есса.
Юпитера (Jowisza), которого они звали Есса (Jessa), почитали за всемогущего и за творца всех дел.

Плутон или Ниа. Бога ада Плутона, которого звали Ниа (Nia), почитали вечер[ним богом] и заранее просили у него после смерти лучшего места в пекле и дождей или усмирения непогоды. Храм Плутона в Гнезно. Как свидетельствует Длугош, в Гнезно ему был посвящен храм (kosciol). Маржана или Церера. И богине земли Церере, производительнице всякого урожая, которую они называли Маржана (Marzana) в Гнезно на большие средства тоже построили храм, как пишет первый польский хронист, краковский епископ Винцентий Кадлубек. Там во славу ей жертвовали десятину всего зерна (zboza) после жатвы, прося обильного урожая в следующем году.

Венера Цицилия.
Богиню любви Венеру называли Цицилия (Zizilia), ей возносили молитвы о плоде и ожидали от нее всяческих телесных радостей.

Диана Зевония.
Диану, богиню охоты, на своем языке звали Зевония или Дзеванна (Ziewonia alba Dziewanna).

Лель, Полель, Кастор, Поллукс.
Почитали также римских божков Кастора и Поллукса, которых называли Лелем и Полелем (Lelusem i Polelusem). Еще и в наше время у мазур и поляков при беседах, когда себе подливают, хорошо слышно, как выкрикивают Lelum po Lelum. Леда. Поклонялись и матери Леля и Полеля Леде, которую бог Юпитер, не сумев овладеть ей иначе, согласно греческому мифу (basni), оплодотворил (plodna uczynil), превратившись в лебедя, и она понесла, отчего родились или вылупились (wylegli) Елена (из-за которой погибла Троя) и близнецы Кастор и Поллукс, потом причисленные к богам.

Польский праздник Купала 25 июня.
На праздник этих своих богов было в обычае, что мужчины и женщины, старые и молодые, для танцев и других увеселений сходились в одно место, и эту встречу звали купала (kupala), обычно 25 дня мая месяца и 25 июня, что еще и до сего времени сохраняется на Руси и в Литве. Ибо вскоре после проводного (Przewodnej) воскресенья и до святого Иоанна Крестителя (24 июня) женщины и девушки собираются для танцев; там, взявшись за руки, повторяют: Ладо, ладо и ладо моя! распевая в честь Леды или Ладоны, матери Кастора и Поллукса, хотя простые люди не ведают, откуда произошел этот обычай. Святые вечера на Руси. И эти дивные колыбельные (kolyski) о святом Петре, о святом вечере на Рождество Господне, все это тоже пошло от стародавних языческих суеверий, ибо я и в Турции собственными глазами сам на это насмотрелся в 1575 году, 20 декабря, когда и у нас великий пост (Srzodoposcie wielkie).

Бог Шумящий ветер. Бог Погода.
Поляки также считали богом шумящий ветер, который называли Живе (Zywie), а также Погоду (Pogode), бога ясных и веселых дней, как слышал Меховский от своих предков.

Мазовецкий бог Похвист (Pochwist).
Почитали и другой ветер, Похвист (но Кромер считает Похвист непогодой), который, как пишет Меховский, мазуры еще и ныне называют Похвистом, ибо когда случался такой свистящий ветер, падали и преклоняли колени.

Перун, Стриб, Макошь, Хорс.
Почитали и русских богов, то есть Перуна, Стрибога (Striba), Мокошь (Mokossa), Хорса и других, которым Владимир, сын Святослава от наложницы, приносил жертвы за убитых братьев, построил в Киеве очень много храмов и понаставил идолов по окрестным горам.

Идол Перуна в Киеве.
Идола Перуна (которого наиболее почитал), бога громов, туч и молний, он выставил особенно украшенным: само тело, будто высокий холм, было искусно вырезано из дерева, его голова из серебра, уши из золота, в руке же держал камень на манер пылающей молнии. Вечный огонь. И в честь его и во славу приставленные к нему жрецы жгли дубовый огонь, который зовется вечным, и если бы он погас по недосмотру сторожей, то таковых карали смертью. Этот [обычай] соблюдали также литва, жмудь и древние пруссы.

Перунов (Perunski) монастырь в Новгороде В[еликом]. Таким же образом изображение этого Перуна, с великим уважением почитавшееся за бога, было поставлено в Новгороде Великом на том месте, где в наше время находится христианский монастырь, названный Перунским. Потом, когда в году от сотворения мира (по русскому счету) 6497 (989), а от Христа 980, как о том писали выше, все руссаки при Владимире Святославиче приняли христианскую веру по греческому обряду, сразу этого идола обрушили с моста в реку Волхов, как свидетельствуют русские хроники и из них Герберштейн на стр. 74 in Commentariis rerum Moschoviticarum.

Каких богов имели чехи и болгары.
Чехи же и болгары, наши братья славяне, поклонялись тем же богам, но имели и отдельных: Нерота и Радамаса (Nerota i Radamasa). Болгары, жившие меж большими скалами за Дунаем в [сторону] Фракии, первыми из славян приняли христианскую веру при римском папе Николае Третьем в 860 году от Христа, как я и сам слышал от их теологов, когда там два раза туда и сюда ездил, а точнее, ходил (ибо трудно лежать на возу из-за высоких, под небеса, скал). О том же как свидетельствуют Кромер (кн. 3) и Блондус. Потом, менее, чем через тридцать лет, во времена правления славянского князя Святополка (Swantopluga) христианскую веру и лучшие обычаи от соседних греков и итальянцев приняли жившие по соседству Рагузы (Raczowie), Сербы, Боснийцы, Хорваты, Далматинцы и Иллирийцы.


Стрыйковский цитирует более ранние немецкие труды, но цитирует почти дословно, так что я сюда их копировать не буду. Из немцев вставлю ещё цитату из Соломона Нойгебауэра "Московия, о ее происхождении, расположении, местностях, нравах, религии и государственном устройстве", поскольку она упоминает об общеславянском значении Перуна (в других текстах есть про почитание Перуна у литовцев и прусов).

В сем городе <Новгороде> в древности был какой-то идол, называемый Перуном; теперь на том самом месте находится Перунский Монастырь. Сей идол в великом был почтении у Новогородцев; он имел вид человека, держащего в руке огненного цвета камень, похожий на молнию; ибо на Российском и Польском языках Перун означает молнию. В честь его беспрестанно как днем, так и ночью, горел огонь из дубовых дерев; если же, по нерадению жреца, приставленного к отправлению сей должности, огонь угасал, то жрец наказываем был смертью.


"Слово о полку Игореве" Татищеву, по понятной причине, было неизвестно, а там есть несколько имен собственных (Боян, Троян, Велес, Див, Стрибог, Даждьбог).

"Слово о полку Игореве" В. А. Жуковский. Сочинения в трех томах. М.: Худ. Литература, 1980, Том 3, стр. 85 - 99.

О, Боян, соловей старого времени!
Как бы воспел ты битвы сии,
Скача соловьем по мысленну древу,
Взлетая умом под облаки,
Свивая все славы сего времени,
Рыща тропою Трояновой через поля на горы!
Тебе бы песнь гласить Игорю, оного Олега внуку:
Не буря соколов занесла чрез поля широкие -
Галки стадами бегут к Дону великому!
Тебе бы петь, вещий Боян, внук Велесов!
...
Тогда вступил князь Игорь в златое стремя
И поехал по чистому полю.
Солнце дорогу ему тьмой заступило;
Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила;
Рев в стадах звериных;
Див кличет наверху древа:
Велит прислушать земле незнаемой,
...
Нашла хула на хвалу,
Неволя грянула на волю,
Ввергнулся Див на землю!
...
О, Русская земля, далеко уж ты за горами!
И ветры, Стрибоговы внуки,
Веют с моря стрелами
На храбрые полки Игоревы.
...
Погибала жизнь Даждьбожиих внуков,
Во крамолах княжеских век человеческий сокращался.
...
Игорю-князю бог путь указывает
Из земли Половецкой в Русскую землю,
К златому престолу отцовскому.
...
Игорь едет по Боричеву
Ко святой богородице Пирогощей.

Кто из них кто, сказать трудно. Дива считают то птицей, то демоном. Трояна - то богом, то императором Траяном, то вообще государством Троей. Велес, Дажьбог и Стрибог - несомненно боги, упоминаемые в "Повести временных лет". С Велесом, правда, встаёт вопрос: равнозначен ли он Волосу? Является ли Стрибог богом ветров, как это следует из контекста "Слова", - тоже не очевидно.
Подробное обсуждение вариантов толкований можно найти в энциклопедии "Слова о полку Игореве"


С навью всё относительно просто. У Даля:

Навь, навье, навья, навий, навей муж. , стар. и южн. , орл. , калуж. и др. мертвец, покойник, усопший, умерший, новг. умирашка. И из навей встают.


В базе НКРЯ навь появляется в конце XX века, а до того однократно упоминается у Ф. И. Буслаева в "Эпической поэзии" (1851)

Что касается до выражения «внави зрети», то замечу, что слово навы или навыи (от навь, навий ― мертвец) в древних рукописях Употребляется в смысле ада, а в чешском наречии нава ― могила.

Оригинальный текст я не нашёл, но думаю, что это комментарий к "Повести о Петре и Февронии Муромских" , где встречается загадка про древолаза.

Она же рече: «Отець мой и мати моя поидоша взаим плакати, брат же мой иде чрез ноги в нави зрети».
....
«Про брата же ти глаголах, яко отец мой и брат мой древолазцы суть, в лесе бо мед от древия емлют. Брат же мой ныне на таковое дело иде, яко же лести на древо в высоту чрез ноги зрети к земли, мысля, абы не урватися с высоты. Аще ли кто урвется, сей живота гоньзнет. Сего ради рех, яко иде чрез ноги в нави зрети».

Русский перевод

На это она ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».
...
«Про брата же тебе так сказала потому, что отец мой и брат – древолазы, в лесу по деревьям мед собирают. И сегодня брат мой пошел бортничать, и когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Если кто сорвется, тот ведь с жизнью расстанется. Поэтому я и сказала, что он пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

Исследователи соотносят навь с богом Ниа, который у Стрыйковского назван славянским аналогом Плутона.

Современная триада "явь, навь, правь" пошла из т.н. "Велесовой книге" - известной фальсификации 1950-х годов.

Напоследок немного литературных источников нового времени.

Ярило у Даля не выделен в отдельную словарную статью, а упоминается в статье "Яр":

ЯР - м. самый жар, огонь, пыл, разгар, в прямом и переносном значении. ярованье, действие по глаголу. ярун, ярунья, животное, в поре течки и рощенья. верблюд-ярун сердит бывает. ярун-глухарь, стрепет, когда токуют. яровый, ярый, ярующий; сиб. ретивый, горячий, нетерпеливый. яровой хлеб, или яровое ср. однолетний, сеемый по весне и сымаемый по осени: пшеница, овес...
...
ярило, ярила м. древний славянский бог плодородия, от которого ярится земля и все живое; в белоруссии он молодой, на белом коне, в белой одеже и босой: в правой, человечья голова, в левой, горсть ржаных колосьев; там празднуют ему, встречая весну первою сошкой, 27 апреля; девки идут хороводом, нарядив одну ярилою, и поют; ярила ходит по нивам, растит рожь, приносит новорожденных и пр. в др. местах ярилой рядят парня, в третьих - старика, инде хоронят с плачем и смехом соломенное чучело; это бывает 30 июня (ряз. тамб.), во всесвятский день или 24-го (ниж.), в троицу (влад.), на всесвятской в разные дни (ниж. тамб. ряз. твер.), или в первый базарный день на первой неделе петровок и едят на базаре пироги, рыбу, пьют сладкие квасы и пр. яриловый костр. всесвятский. ярилово заговенье, - гулянье.


Ярило нашёлся в НКРЯ у П. А. Мельникова-Печерского "В лесах" (1871-1875). На это же произведение ссылается у себя в словаре Фасмер. Кроме Ярилы у Мельникова-Печерского встречаются и бог Гром Гремучий (бывший Перун) и навь.

Стукнет Гром Гремучий по небу горючим молотом, хлестнет золотой вожжой - и пойдет по земле веселый Яр Словом Яр означалась весна, а также зооморфическое божество жизни и плодородия, иначе Ярило. Оно же именуется Купалой (от старого слова купить - в смысле совокупить). Местами зовут его "Яр-Хмель" - отсюда "хмелевые ночи", то есть весенние хороводы и другие игры молодежи, продолжающиеся до утренней зари. Радуница, Красна Горка, Русальная неделя, Бисериха, Земля-именинница (10 мая), Семик, Зеленые святки, Девята пятница, Ярило Кострома, Клечалы, Кукушки, Купало, хороводы: радуницкие, русальные, никольщина, зилотовы, семицкие, роицкие, всесвятские, пятницкие, ивановские или купальские - все это ряд праздников одному и тому же Яриле, или Купале. На Радуницу празднуется его приход, на Купалу - похороны, причем в некоторых местах хоронят соломенную куклу, называемую Ярилой, Костромой, Кострубом и пр. От Фоминой недели до Ивана дня (Иван Купало 24 июня) продолжаются "хмелевые ночи", и это самое веселое время деревенской молодежи. В больших городах и селах к названным праздникам приурочены народные гулянья, называемые "полями" - Семиково поле, Ярилино поле и т. п. Каждое происходит на особом месте, где, быть может, во время оно совершались языческие праздники Яриле. ) гулять... Ходит Яр-Хмель по ночам, и те ночи "хмелевыми" зовутся. Молодежь в те ночи песни играет, хороводы водит, в горелки бегает от вечерней зари до утренней...
...
Только минет святая и смолкнет пасхальный звон, по сельщине-деревенщине "помины" и "оклички" зачинаются. В "навий день" ("Навий день", а в Малороссии "мертвецкий велык день" - другое название Радуницы... Нав, навье - мертвец. ) стар и млад спешат на кладбище с мертвецами христосоваться. Отпев церковную панихиду, за старорусскую тризну садятся. ... Оклички женщинами справляются, мужчинами никогда. Когда вслушаешься в эти оклички, в эти "жальные причитанья", глубокой стариной пахнет!.. Те слова десять веков переходят в устах народа из рода в род... Старым богам те песни поются: Грому Гремучему, да Матери Сырой Земле.


И все-все имена в одном месте: А. Н. Радищев "Песни петые на состязаниях в честь древним славянским божествам" (1800-1802) Судя по эпиграфу из свежеопубликованного "Слова о полку Игореве" и вступления, начинающегося с упоминания Бояна - "Слово" произвело на Радищева большое впечатление.

Певец лет древних славных, певец времени Владимира, коего в громе парящая слава быстро пронеслась до Геллеспонта, Боян, певец сладчайший, коего глас, соловьиному подобной, столь нежно щекотал слухи твоих современников; возложи, Боян, благозвонкие твои персты на одушевленные, на живые твои струны; ниспошли ко мне песнь твою из горних чертогов света, где ты в беседе Омира и Оссиана торжество поешь Ироев древних или славу богов; ниспошли, и да звук ее раздается во всех краях, населяемых потомками колен Славянских.
...
Велик был день у Славянского народа, день, посвященной первейшим их божествам, сильному Перуну, благодетельным Святовиду и Велесу, буйным Стрию и Позвизду, Нию и Чернобогу грозным, благой Ладе, Лелю и Полелю и всещедрому Даждьбогу.


Ну вот, факты, в основном, собраны. Всё остальное, как утверждает Википедия - реконструкции ученых.

Ссылки:
Национальный корпус русского языка - http://www.ruscorpora.ru
Русская виртуальная библиоотека - http://rvb.ru/
Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН - http://lib.pushkinskijdom.ru
Энциклопедия "Слова о полку Игореве" - http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es1/es1-1851.htm
При поиске европейских первоисточников очень помог сайт "Восточная Литература" (Средневековые исторические источники востока и запада) - http://www.vostlit.info
Tags: книги, пингвистика, ссылки, умствую
Subscribe

  • Ещё немного грязных стен

    Судя по всему, предвыборные листовки губернатора Куйвашева зацепили не только меня. По крайней мере на стенах города появилось ещё одно подражание.…

  • Свежие картинки

    Похоже, что недавно в Екатеринбурге прошёл очередной фестиваль полуподпольных уличных художников. По крайней мере на отрезке Малышева от Горького до…

  • Наутилус

    Стрижи крутили сальто в небесной вышине, и лодка "Наутилус" плыла по синеве (Александр Новиков) Никогда не обращал внимания на то, что фонтан перед…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments