Что вижу - о том пою (aragont) wrote,
Что вижу - о том пою
aragont

В ожидании взрыва

Завтра 24 марта 2018 года между 9:00 и 11:00 в Екатеринбурге взорвут неофициальный символ города - недостроенную телевизионную башню. Дырки уже просверлены, взрывчатка, скорее всего, заложена.

Попробую записать, что с этой башней связано лично у меня.

bashnya

Поскольку все истории относятся ко времени моей молодости, то каждая из них должна начинаться с фразы: Когда мы допили очередную бутылку портвейна/водки/спирта/самогона... Я не помню точные названия напитков, и эту часть опущу.

В студенческие годы у нас с приятелем, которого я обозначу как СК, одним из вариантов ночных развлечений были прогулки по недостроенным домам. Началось с кругового обхода стен зала в училище им. Чайковского, пока этот зал ещё не перекрыли крышей, потом мы гуляли по стенам зала нынешнего драмтеатра. Так что походы на башню были логичным продолжением традиции.

Мне кажется, что мы с двумя приятелями (СК и ещё МБ) оказались в первых рядах восходителей на башню, когда это ещё не было модно. Наверно, это было в 1987 году, когда башня чуть-чуть приподнялась над зданием цирка, а моему сыну исполнилось несколько месяцев мы с СК и МБ проходил мимо стройплощадки и кто-то из нас заметил приоткрытую дверь, из которой выбивался луч света. Мы зашли в эту дверь и обнаружили что находимся внутри бетонной трубы. Далеко вверх было не заглянуть, поскольку на высоте метров десяти было положено деревянное перекрытие, но вокруг горели электрические лампочки, а в середине башни были леса из железных труб и лесенки, проложенные внутри этих лесов. По моим ощущениям мы поднялись по лесенкам на высоту пятого этажа. После первого перекрытия было ещё одно. Там стояли какие-то тележки валялись лопаты... Даже не помню, встретили ли мы там людей, но если и встретили, то они на нас никак не прореагировали.

Второй подъём, скорее всего в том же составе, состоялся после завершения строительства, т.е. в 1990-1991 годах. Вспомогательные перекрытия, в основном, были убраны, но лесенки, ведущие на верх, были в полном комплекте. В то время двумя метрами ниже верхнего бетонного кольца на тросах висела кольцевая люлька. Сверху в неё вела железная лесенка. Стоя в этой люльке можно было оттолкнуться от ствола башни и немного покачаться на двухсотметровой вышине.

Следующие пару лет мы регулярно водили на вышку своих друзей.

Из забавного:

Однажды в большой компании с нами забралась девушка К, известная своими способностями попадать в странные ситуации. На верхней площадке она решила посидеть на краю и поболтать ногами над бездной. В результате, у неё с ноги свалилась одна туфелька и, спустившись вниз, на рассвете в пять утра семь человек бродили вокруг башни в поисках этой туфельки. Удивительно, но минут через десять мы её нашли.

Ещё одна история связана не с восхождением, а с его последствием. Году в 1993 в разгар бандитских разборок я подговорил ещё одного приятеля СР, который подрабатывал сторожем на телестудии, отправиться на башню. Он звал меня подняться на железную телевышку на Луначарского, но я убедил его, что башня круче. На всякий случай он прихватил свой служебный газовый револьвер. Я такие уже видел, но в руках ещё не держал. Метрах в десяти до верхней площадки ещё оставалось перекрытие мы вышли на него и по разу бабахнули в воздух (оставив в барабане четыре патрона). Когда мы спустились и пошли ко мне домой, где-то около Дворца спорта на нас налетела компания молодых каратистов. "Стоять, придурки! Сейчас мы будем вас убивать!" - крикнул один из них, и они замахали ногами. Не знаю досталось ли приятелю, но, прежде чем меня достал первый удар, я достал револьвер и начал почти в упор стрелять по лицам. Потом мы немного полежали в газоне, ожидая пока уедет милицейский "Уазик", приехавший на стрельбу, а когда встали, я вытащил руку из кармана, где лежал револьвер и стряхнул грязь с лица. Как оказалось, моя рука пропиталась слезогонкой и оставшуюся часть дороги до дома я плакал и сморкался.

Примерно тогда же, я поднимался на башню в одиночку по наружной лестнице. Не представляю, зачем нужно было делать двухсотметровую лестницу, похожую лестницы подъёмных кранов. Возможно, это был крайний путь спасения строителей в случае пожара. Сделана эта лестница была отвратительно плохо. В нескольких местах секции вместо болтов были скручены кусками железной проволоки и вообще никак не закреплены на бетонной стене. Впрочем, в тот момент меня это не очень волновало. Оказалось, что с некоторой высоты ты полностью теряешь ориентацию в пространстве и ощущаешь себя ползущим на четвереньках по длинной-длинной бетонной поверхности. Правда, подняться на верх мне не удалось. Примерно на середине к городу подошла гроза и, увидев на остриях очередной проволочной скрутки искры огня св. Эльма, я понял, что пора спускаться.

Последний мой подъём был 9 мая 1994 года. Это был седьмой день рождения моего сына. Я пошёл покупать газировку для празднования, но встретил знакомых и мы снова полезли вверх. Внутри башни, по-прежнему, стояли леса, но все лесенки уже были порушены. Где-то на середине я понял, что четыре полторашки в рюкзаке совсем не способствуют подъёму, и вернулся вниз.

С тех пор я смотрел на восходителей исключительно со стороны.

И ещё, к слову:
В те годы по центральному телевидению ещё шла передача "Под знаком Пи" с Сергеем Капицей. Один из местных писателей вдохновился передачей, вдохновился башней и опубликовал рассказ под названием "Под знаком Ху".
Tags: Екатеринбург_хронология, детство

• Парное

И обе они мне подруги, И обе упруги, И обе упруги, И обе имеют заслуги. (Слова В.Кукушкина, музыка В.Шахрина) Одна из них, белая, белая, Была как…

• Вечериночка

Музыкальные каналы ежедневно крутят клип Монатика и Веры Брежневой "Вечериночка", действие которого происходит в необычном доме. Я почитал интернет —…

• Конголезская песня "Баста"

Увидел в ленте друзей зажигательную конголезскую песню "Баста" в исполнении молодого Вахтанга Кикабидзе. Посольку песня конголезская, то…