Что вижу - о том пою (aragont) wrote,
Что вижу - о том пою
aragont

Category:

Сканирование тиснёных фотоснимков

Давно хотел разобраться с тем, как правильно сканировать снимки на тиснёной фотобумаге. Проблема в том, что подсветка сканера ориентирована на гладкую бумагу и светит чуть сбоку, чтобы не отражаться в глянце. На тиснёной бумаге это не помогает и все узоры начинают слепить фотоприёмник как маленькие зеркала.

Судя по публикациям в интернете, человечество придумало четыре основных способа сканирования таких снимков:

  1. Сканирование в мокром виде. Снимок смазывается глицерином или специальной жидкостью для сканирования. После сканирования снимок надо будет промыть и высушить.
  2. Пересъёмка с бестеневой лампой или в софт-боксе, дающем рассеянное освещение.
  3. Разложение в частотный спектр (FFT, Фурье) и подчистка тех частот, которые соответсвуют шагу тиснения.
  4. Сканирование снимка в четырёх направлениях и сложение сканов в редакторе.

На первый способ я не решился, софт-бокс делать было лень, а третий способ подходит только к регулярному тиснению в виде сеточки. Пришлось сосредоточиться на четвёртом способе с помощью редактора GIMP.

Для начала снимок сканируется несколько раз - головой вверх, налево, направо, головой вниз. Можно обойтись двумя позициями, но каждая следующая немного улучшает качество результата.

Снимки загружаются как слои и выравниваются.
1-Нормально

Мне нравится при сдвигах переключать выравниваемый слой в режим "Разница". В таком режиме любые отличия резко выделяются яркостью.
2-Вычитание

К сожалению, в режиме вращения в GIMP "Разницы" нет. Максимум, что можно делать, это включить предпросмотр с прозрачностью изменяемого слоя.
3-Вращение

Дополнительно можно воспользоваться экранным фильтром Вид->Экранные фильтры->Контраст. Этот фильтр даёт контроль над совмещением слоёв очень близкий к "Разнице". Кстати, я очень люблю этот фильтр при ретуши плоскостей и неба. Любое отклонение ретуши по яркости, которое незаметно в обычном режиме, здесь будет отображаться грубыми пятнами.
3-1-Вращение+контраст

После выравнивания включаем для каждого слоя режим слияния "Только тёмное". В большинстве инструкций предлагается вычислять среднее по всем слоям (например с помощью прозрачности слоёв), но в данном случае мне больше нравится "Только тёмное". По сути дела, этот вариант выбирает самую тёмную точку в стопке слоев, а значит гарантированно отбрасывает блики, если хотя бы на одном слое в этой точке видно нормальное (более тёмное) изображение.
4-Только Тёмное

Результаты:

Скан 1:
scan1

Скан 2 под 90 градусов к первому:
scan2

Объединение двух сканов:
scan1+2

Объединение четырёх сканов:
scan1+2+3+4

P.S.
Если интересно посмотреть преобразование Фурье в GIMP, то надо установить пакет фильтров GMIC - там это преобразование есть.
Tags: рецепты, фото
Subscribe

  • Артур и Лир

    Среди книг, которые потихоньку раздают из бывшей профсоюзной библиотеки, попалась "История бриттов" Гальфрида Монмутского. В отличие от многих других…

  • Can't bye me love

    Поискал в интернете русский текст на музыку Can't bye me love, который у нас в Свердловске пели в середине 1970-х, и выяснил, что почти все…

  • Коллекционер открыток

    Наткнулся на потрясающий блог - strravaganza. Автор - фотограф и коллекционер старых фотокарточек. Как я понял из комментариев, хранит…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment